Особенности мусульманского воспитания. Ребенок в исламе: положение о детях, особенности воспитания Воспитание девочек в мусульманской семье

В ответ на мои статьи и посты против эмансипации женщин читатели часто пишут о том, что это мужчины, не желая исполнять свои прямые обязанности, ставят слабый пол в такие условия, когда им приходится эмансипироваться.

Так вот, и в мужчине, и в женщине есть мужская и женская энергия.

Идеальная пропорция – это когда в женщине 75% женской энергии и 25% мужской. В мужчине – наоборот. «Когда случается диспропорция, к примеру, мужской энергии у женщины больше, чем 25%, это значит, что её мужская энергия вытесняет сильного мужчину из её жизни.

Если же он обладает очень сильным желанием быть с ней, его мужская энергия вытесняется, женское начинает в нем преобладать. Постепенно он утрачивает свою мужскую силу и превращается в тряпку ». (Юлия Осадчая)

Понимаете, где «собака зарыта»?

Да, бывает так, что женщина ведёт себя как женщина, не пытаясь вытеснить из мужчины мужчину, но, несмотря на это, он не ведёт себя так, как подобает представителям сильного пола. В таком случае не лишним будет заглянуть в его детство, возможно, мужчину из него вытеснила ещё тогда его мама.

Но это, опять же, подтверждает мою теорию – такое поведение ему навязано ЖЕНЩИНОЙ.

Поэтому нам, воспитательницам рода, нужно беречь в мужчинах мужчину с малого возраста, не превращая их в тряпку!

Как это сделать? Предлагаю поговорить об этом.

Пожалуй, начать наш разговор следует с выбора – выбора отца.

Когда женщина собирается замуж, она должна очень серьёзно подойти к подбору супруга, поскольку выбирает не только спутника жизни для себя, но и отца для своих детей. А потому важно быть вдвойне взыскательной: обращать внимание на то, как человек относится к своим обещаниям, насколько является ответственным и обязательным.

Знаете, почему выбор отца так важен? Потому что в большей степени на воспитание детей влияет не то, как мы их воспитываем, а наш собственный пример. Ведь не зря говорят: «Воспитывайте не детей, а себя, всё равно они будут делать так, как вы ». А отец – это «средство» половой идентификации для мальчика, пример того, как должен себя вести мужчина.

Следующее важное правило, которого необходимо придерживаться для того, чтобы воспитать мальчика мужчиной – это обязательно иметь мужской пример. Хорошо, если это папа. Если же его нет, в качестве такого примера может быть отчим, дедушка, дядя, брат и т.д. Если в жизни нет мужчины, который мог бы служить примером для вашего сына, пусть им станет положительный герой, поступки которого вы могли бы обсуждать и анализировать.

Не подрывайте авторитет отца и других мужчин . Если есть какие-то разногласия с мужем, их нужно устранять без участия детей (это важно и для их психического здоровья). Ни в коем случае нельзя при них негативно высказываться о муже или рассказывать им о том, какой он нехороший человек.

Ваше отношение к мужу – это то, что должно остаться между вами. Не нужно перекладывать негатив на детей. Добра им он точно не принесёт.

Позволяйте сыну принимать решения . Конечно, это касается тех случаев, когда речь не идёт о чьей-либо жизни и здоровье. К примеру, это можно практиковать во время похода в кафе – когда ваш сын сможет самостоятельно выбрать блюда для заказа.

Способствуйте проявлению активности, ведь это будущий мужчина. Ему не подойдут длительные просиживания за мультиками и играми.

Учите его сопереживать и сочувствовать, рассказывая о своих делах и несерьезных проблемах. С малых лет прививайте бережное отношение к женщинам, конечно, начиная с себя, а затем в обществе – призывая сына пропускать женщин вперёд и уступать место в общественном транспорте.

Поощряйте ответственность и правдивость – это очень важные качества для мужчины. Каким образом поощрять? За проявление ответственности можно вознаграждать (не обязательно материально), а за правду – снижать наказание до минимума (если речь идёт о проступке).

Хвалите ребёнка. Но здесь есть одно важное правило – похвала должна быть адекватной, то есть по делу и за качества, которые у ребёнка действительно имеются.

Приучайте его помогать. Мальчик с самого малого возраста должен понимать то, что тяжёлое – не для женщин. Привлекайте к мужским домашним делам, берите с собой за покупками. И, конечно, обязательно благодарите за помощь.

Пожалуй, в данной статье ограничимся этим сводом правил. Конечно, их гораздо больше, но мы с вами рассмотрели самые основные. Следуйте им, показывайте хороший пример, делайте дуа – и ваш сын непременно вырастет самым настоящим мужчиной, ин-шаа-Ллах.

И да поможет Аллах нам всем в воспитании наших детей достойными мусульманами.

Семья – это основа любого общества. Семья – это первое и самое главное для каждого ребенка «образовательное учреждение». Здесь ответственными за воспитание малыша выступают родители, а уж потом и все остальные взрослые члены семьи.

Нет сомнений, что мать играет решающую роль, и ее влияние на детей не может сравниться ни с чем. Только она кормить грудью, несет на себе все тяжесть заботы о ребенке. Не это ли повод для восхищения дарованными ей Всевышним Аллахом материнскими талантами! Пророк (Мир Ему), подтвердил это, отвечая на вопрос о том, кто является самым достойным уважения человеком, трижды указав на мать.

Но и у отца есть весьма важный вклад в воспитание детей, поскольку, несомненно, оба родителя должны усердно трудиться вместе, чтобы создать счастливую мусульманскую семью.

Не справедливо, да и да и не логично игнорировать значение роли отца в жизни детей и то огромное влияние, которое он может оказать на становление личности ребенка. Некоторые жизненные установки и принципы никто не сможет вложить в души детей лучше, чем отец. Более того, существуют проблемы, с которыми никто не сможет лучше справиться, защитить, чем отец.

Материнская и отцовская роль в воспитании различна, они дополняют друг друга, каждый выполняет свои, только ему присущие функции.

Долг супругов состоит в рождении детей и воспитании их в духе богобоязненности и нравственности, которые являются основными принципами ислама. Дети, в свою очередь, должны почитать своих родителей. Вот что предписал Господь Всевышний об отношении к родителям: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям: Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!». Не кричи на них и обращайся почтительно. Склони перед ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком». (Коран, сура 17, аяты 23-24) Особое место ислам отводит матери. « Рай находится под ногами ваших матерей», - говорил Пророк Мухаммад (Мир Ему).



Украшением любой семьи являются, несомненно дети. Дети им приносят радость. Родители возлагают большие надежды на своих детей. Это наши будущие помощники и опора в старости. Станут ли они такими – зависит от того, насколько успешно удастся нам воспитать их, сформировать их как личность. В мусульманской семье, где соблюдаются предписания ислама, супруги осознают ту ответственность, которая возложена на них в деле воспитания детей. Дети могут стать источником радости для родителей, но могут стать и источником бед и несчастий не только для семьи, но и для общества.

Исламское воспитание отвечает на все жизненные вопросы, с которыми сталкивается человек независимо от своего возраста. Но так как дети являются нашим будущим и на них возлагают свои надежды общество, Ислам заботится о них с того самого момента, когда у юношей и девочек только зарождается желание соединить свои судьбы. Ислам считает, что рождение детей и то, какими они вырастут, зависит напрямую от взаимоотношений супругов.

Исламское воспитание – это полноценное, всестороннее развитие личности мусульманина, предполагающее формирование мировоззрения, нравственного облика, интеллектуальный и физический рост, привитие управленческих и творческих навыков в течение всего периода развития, основанного на исламских ценностях и принципах в теории, и на исламских методах и средствах воспитания – в практике.

Воспитание – это выращивание ребенка и забота о нем до тех пор, пока он не станет взрослым и самостоятельным, сформировавшись как личность. Сюда относится физическое, психическое, духовное и эмоциональное воспитание, развитие умственных способностей ребенка, а также социальное воспитание и регулирование поведения ребенка.

Обучение – часть воспитания, включающая передачу обучаемому информации о том, что нужно знать в жизни. Обучение воспринимается только разумом, тогда как воспитание связано с телом человека, его разумом, душой, духом и всем его существом.

И воспитание, и обучение необходимы для развития ребёнка.

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня» (66:6).

Воспитание детей начинается с периода грудного вскармливания. В Коране Господь повелевает женщине кормить грудью ребенка до двух лет: «Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца». (Коран, сура 2, аят 233) Несколько лет назад врачи советовали кормить грудью только до года, а сейчас они рекомендуют кормить до двух лет, как сказано в Коране. Как известно, грудное молоко укрепляет иммунитет, лечит не только тело, но и душу ребенка. Кроме этого, кормлению грудью полезно и для самой женщины. Оно помогает избежать такие болезни, как рак молочных желез и половых органов. К сожалению, многие современные женщины отказываются кормить своего ребенка грудью, боясь деформирования груди. А в некоторых случаях ребенок сам отказывается от грудного молока, которое отравлено алкоголем, табаком и наркотиками. Мусульманка, как мать, осознает всю важность грудного кормления и старается сохранить грудное вскармливание до двух лет.

Основная задача религиозного воспитания – привить ребенку любовь к Аллаху и Пророку (Мир Ему), научить правильно мыслить и поступать. Приступая к религиозному образованию детей необходимо учитывать уровень развития ребенка, иначе это может привести к серьезным ошибкам в становлении системы духовных и религиозных ценностей ребенка, к нарушениям его поведения. В процессе религиозного воспитания, рассказывая о вере необходимо помнить, что перед тобой ребенок. Пророк (Мир Ему) показывал нам своим поведением и обращением с детьми: «Обращаясь с ребенком, станьте и сами детьми». Это - проявление эмпатии по отношению к ребенку, старание поставить себя на его место и понять его.

Абсолютно ошибочным со стороны взрослых является пугать маленького ребенка гневом Аллаха или адом, если он делает что-то неправильно. Ни один ребенок не сможет полюбить Аллаха, способного бросить детей в ад, и почувствовать духовную связь с Ним, а если и сможет, то связь эта будет основана, лишь на страхе. Наш Пророк (Мир Ему) велит: «Перо лишь трех человек не припишет им никаких грехов: спящего, покуда он не проснется, Ребенка покуда он не вырастет, и больного, покуда он не исцелится». Когда ребенок проказничает, он боится не только наказания родителей. Зная, что родители его любят и ценят, он боится потерять эту любовь и защиту из-за своих проказ. Именно это страх помогает ему поступать правильно, вести себя хорошо. Так страх перед Всевышним должен быть основан, прежде всего, на любви. Если объяснить ребенку, что Аллах заботится и любит все Свои создания, особенно маленьких детей, то он будет бояться не рассердить Всевышнего и испытать Его наказание, а потерять Его любовь – будет стараться не совершать плохих поступков.

Религиозное воспитание. Главное, формирование правильных убеждений за счёт утверждения столпов веры и её основ в душе и сердце. Это вера в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, Последний день и предопределение Всевышним Аллахом всего доброго и злого.

Необходимо правильно формировать понятие о существование Аллаха и Его единственность (таухид), затем приучить его любить Всевышнего и благодарить за Его милости, затем объяснить ему, что Один лишь Аллах обладает абсолютной властью и управляет вселенной, создавая различные творения, а также распоряжается в мире вечном, подвергая Своих рабов расчёту и воздавая им за их дела.

Дети в возрасте от 3 до 6 лет, так называемый период вопросов, характерен постоянным интересом ребенка ко всему вокруг: «Что? Почему? Как? Зачем?». Что касается вопросов религии, то чаще всего он спрашивает: «А на что похож Аллах?», «А как он нас сотворил?», «Где живет Аллах?», «Рай – это Его дом?», «Когда Аллах встаёт, ОН достает тучи головой?» и т.п. Ребенок постепенно начинает мыслить абстрактно и ищет ответы на интересующие ему вопросы. Не надо сердиться или раздражаться, до поры до времени ничего странного или неправильного в этих вопросах нет. Лет до семи ребенок еще не в состоянии уяснить, что Аллах не похож ни на человека, ни на любое другое известное нам существо. Он не ест, не пьет, понятия размеров и форм, мест и направлений неприменимы к Нему, у Него нет ни родителей, ни детей. Детям нужно рассказывать про Аллаха только то, что не вызывает у них страха или отторжения. Описывать Его только позитивными прилагательными: Добрый, Любимый, Щедрый. У Аллаха очень много имен, которые понравятся малышу.

После этого нужно знакомит своего ребенка с Благородным Кораном, объясняя, насколько он велик, и рассказывая ему о том, что Коран – это Слово Аллаха. Воспитатель учит ребёнка правильно читать Коран, а потом побуждает его к заучиванию его наизусть полностью или же некоторых его частей, в частности, последних четырёх. «Поистине, этот Коран указывает на самый правильный путь» (17:9).

Пророк (Мир Ему) сказал: «Лучшим из вас является тот, кто обучается Корану и обучает ему других» (Аль – Бухари; Муслим; Абу Давуд; ат – Тирмизи; ан – Насаи; Ибн Мажда. Со слов ибн Аффана).

Затем воспитатель укрепляет в сердце ребёнка любовь к Пророку (Мир Ему) и веру в то, что он – последний из пророков и лучший из посланников. Рассказать о Его примерном поведении, о детстве, известные истории с детьми, о Его прекрасных качествах, доброты, мудрости, что он никогда не делал плохих поступков и т. д. Объяснять детям, что мы должны уделять особое внимание его Пречистой Сунне и заучивать его хадисы по мере возможности. Вера в Аллаха, да и Пророку (Мир Ему) должна быть основана на любви.

Физическое здоровье и крепость тела ребёнка – залог того, что он будет развиваться должным образом. Ведь. Здравый разум – в здравом теле, и для того, чтобы справляться с жизненными трудностями, нужны силы. Если же человек слаб и истощён, это лишает его возможности исполнять многие из его обязанностей. Всевышний сказал, упоминая о милости, которую Он оказал Своим рабам: «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (95:4).

А Пророк (Мир Ему) сказал: «Сильный верующий лучше и любимее для Аллаха, чем слабый верующий, хотя в каждом из них благо) (Муслим. Со слов Абу Хурайры).

Этот вид воспитания можно сделать успешным по средством выполнения с ребёнком различных физических упражнений, а также занятий гимнастикой, плаванием, верховой ездой, организации детских и подростковых лагерей отдыха. Хорошие отцы руководствуются пятью ключевыми принципами: любовь, дисциплина, воспитание, советы, обучение и защита. Когда действия отца основаны на любви, ему легко воспитывать и обучать детей. Любовь, внимание, советы определяют «качество» отношений между родителями и детьми. Дети любят играть, а для мужчин это самая веселая часть отцовства, потому что один из лучших способов обучения детей – это совместные игры, теплые объятия, беседы, общие дела. Например, можно организовать детских семейных игр, соревновании разного уровня в соответствии разного возраста, можно просто поиграть футбол…

Наш Пророк (Мир Ему) – предводитель и наставник – часто играл с детьми, целовал их, смеялся с ними. Он преподал нам великолепный урок – как быть хорошими и полезными родителями.

Так, отец, руководствуясь исламскими принципами из Корана и Сунны, должен играть важную роль в воспитании и обучении детей стойкости, решительности перед лицом любых трудностей и испытаний. Отец, а не только мать, должен внушать им, что никто не может и не защитит их, кроме Всевышнего Аллаха.

Мы знаем, как Пророк (Мир Ему), воспитал детей, делая это очень мягко, тактично, заботливо и с любовью. Он научил маленького мальчика говорить «бисмиллях» (с именем Господа) перед принятием пищи, есть правой рукой, начиная с края тарелки.

Следуя по стопам Пророка (Мир Ему), отцы должны уделять больше внимания воспитанию, формируя нравственный облик своих детей. Следует помнить, что именно они являются тем первоисточником, откуда дети наследуют свои мнения и принципы, и всегда стремиться быть хорошим примером.

Приучение к поклонению в исламе является выражением и проявлением убеждений (гакыда) и указанием на их истинность и твёрдость. До достижения совершеннолетия на ребенка не возлагаются никакие религиозные обязанности.

Приучать ребенка к намазу надо еще до рождения. Ведь даже до рождения, находясь в материнской утробе, младенец потихоньку привыкает к тому, что пять раз в день мама совершает одни и те же действия. А если мама проговаривает вслух намаз, и еще до рождения он становится для малыша частью его жизни. Младенца же, чтобы не пропускать намаз, мама может брать на руки и читать намаз с ребенком на руках. Было передано, что Пророк (Мир Ему) во время молитвы брал на руки свою внучку, когда стоял, и клал ее на землю, когда делал земной поклон (суджуд). Это было передано ал – Бухари и Муслимом от Абу Катады ал – Ансари: «Поланник Аллаха (Мир Ему) молился и держал на руках Умаму, дочь Зайнаб бин Расу Аллах. Согласно сообщению от Абу – л - Аса ибн Рабиги ибн Габду Шамса, когда он делал земной поклон, он клал ее на землю, а когда встал, брал на руки» (передано ал – Бухари и Муслим). Таким образом, Аллах дал нам знать, что не возложил на нас ничего невыполнимого.

Постепенно ребенок подрастает. Ненужно прогонять ребенка с коврика для намаза, не ругать за то, что он бегает и играет на нем. Таким способом малышу прививается позитивное отношение к намазу и к коврику. Более того, хваля его так, будто просто находясь рядом с ними, он участвует в намазе. Дети не нарушают намаз своим присутствием, даже проходя или проползая перед родителями. Таким образом, малыш станет повторять движения родителей, хоть и не осознанно, выполняет элементы намаза.

Однако подготовка ребёнка к вступлению в совершеннолетие и последующей жизни требует, с точки зрения воспитания и Шариата, приучения его к поклонению Всевышнему. И оно должно напомнить ему о необходимости постоянно поддержать связь с Всевышним, подчиняться Его, а также совершения порицаемых поступков.

Приучение к совершению обязательной молитвы и посту начинается, как для девочки, так и для мальчика, с семилетнего возраста, и ребёнок обязан совершать молитву и поститься, когда ему исполнится десять лет.

Пророк (Мир Ему) сказал: «Велите своим детям совершать молитву с семи лет и ударяйте их за отказ совершать её, начиная с десяти лет» (Абу Давуд; Ахмад; ат – Термизи; ад – Даракутни).

Опекун ребёнка должен неустанно следить за тем, чтобы ребенок совершал молитву и другие виды поклонения, ибо Всевышний сказал: «Вели своей семье совершать молитву и сам терпеливо совершай её» 20:132».

Благой нрав – основа формирования хорошего характера и совершенствования личности, а также начало благоразумия и следования прямым путём и указание на должную приверженность Шариату Всевышнего. Самые нужные нравственные качества: правдивость и прямота, а также надежность, выдержка, кротость, воздержанность языка от дурного, свобода души от злобы и зависти и отдаление от всех качеств, противоположных перечисленным. Пророк (Мир Ему) сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и вслед за скверным делом совершай благое, которое сотрет его, и будь благонравным в общении с людьми» (Ибн Маджа).

Ребёнка учат отличать благой нрав и его проявления от дурного в соответствии со словами Пророка (Мир Ему): «Благочестие – благонравие, а грех – это то, чего стесняется грудь твоя и о чём тебе не хочется, чтобы узнали люди» (Муслим; ат – Тирмизи).

Опора благонравия: уважение и почтение к родителям, вежливость, учтивость и хорошее отношение к семье, соседям друзьям, а также к людям в транспорте и на работе.

Отец и мать ребёнка уделять много внимания его духовному воспитанию, ведь оно – причина развития чувств ребёнка и их совершенствования, а также утончения его души. Чистота духа – это чистота души веку спокойствие и умиротворение. Это воспитание вселяет в серце человека благоговейный страх перед Всевышним и заставляет его размышлять о Его величии, а также о тайнах вселенной, и подчиняться Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, и которые уповают на своего Господа» (8:2).

Также детям в семье надо дать социальное воспитание. Приучение ребёнка к жизни в обществе, среди людей, и общение с ним, будь то дети или взрослые, друзья или соседи. В результате этого воспитания ребёнок избавляется от застенчивости и становится смелым в общении – он учится самоутверждению. Ребенка приучают посещать взрослые собрания. Ребенка учат, как попросить о чём – то, как вести себя в общественных учреждениях, как купить что – то. Его учат мусульманскому приветствию и тому, как нужно отвечать на него, как общаться с маленькими товарищам и как навещать больных. Его также учат выбирать друзей и товарищей, шутит, играть и здороваться с ними за руку, помогать друг - другу делать добро и отдаляться от зла. Ребёнок знакомится с одобряемым в Шариате и учится любить его, а также остерегаться порицаемого в Шариате и питать к нему отвращение. В общем, это воспитание имеет своей целью привить ребенку любовь к людям, любовь к добру и ко всему одобряемому Шариатам, а также приучит его проявлять милосердие к другим и помогать им в совершении благих дел и богобоязненности.

Детей нужно обучать ремеслу, обучать трудиться. Это позволяет ему избежать бедности и нужды. Работая вместе с родителями дети учатся к земледелию, ухаживать за растениями, уход за домашними животными, стираться, шитью, строительству и другим профессиям, обучаются к самостоятельной жизни. На это указывают и Слово Всевышнего: «Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущества» (4:6).

Факыхи ханафитского, маликитского и остальных мазхабов говорят о необходимости обучать ребенка тому, что в будущем даст ему возможность заработать на жизнь.

Забота о развитии мышления ребенка и его умственных способностей также необходимо. Разум отличает человека от животного, Аллах почтил человека, даровав ему разум. Посредством разума человек приобретает знание, и именно наличие разума делает человека религиозно обязанным (мукалляф). Разум помогает человеку идти прямым путём и быть благоразумным, указывает ему на благо и заставляет его отдаляться от зла. Коран побуждает нас размышлять о сотворении небес и земли, чтобы таким путём мы пришли к выводу о существовании Аллаха и Его Единственности, а также отдаляться от слепого подражания отца и дедам и противостоять пагубному влиянию порочного окружения. Об этом немало сказано в Коране, который призывает нас задействовать наш разум и размышлять в сотнях аятов, особенно в тех, где подчеркивается справедливость и мудрость предписаний религии. Именно поэтому многие аяты имеют подобную концовку: «Поистине, в этом – знамения для людей разумеющих» (20:24).

«…Поистине, в этом – знамения для обладающих разумом» (20:128)

Родители должны затрагивать тему полового воспитания в разговорах с ребёнком, в соответствии с его возрастом, вплоть до его вступления в брак. Начинать нужно с упрощенного, образного объяснения, потом переходить к намёкам, а после совершеннолетия говорить об этом открыто. Родители должны приучить ребёнка всегда спрашивать разрешения прежде, чем войти, а также опускать свои взор и отдаляться от всего, что вызывает половое возбуждение, и в том числе возбуждающих мыслей. Необходимо направить всю энергию ребёнка на обучение, физические упражнения, плавание, верховую езду, а также занятие современными видами спорта.

Раннее вступление в брак – сразу после завершения обучения – при наличии соответствующих финансовых возможностей одобряется исламом, однако супружеские отношения разрешается начинать только после достижения совершеннолетия, когда половая связь уже не причиняет вреда, хотя брачный договор можно заключать и в раннем возрасте. Раннее вступление в брак защищает человека от разного рода искушений, уводящих его от прямого пути, оберегает представителей обоих полов от порицаемого и запретного и помогает им сохранить целомудрие и благочестие.

Арабо-мусульманское воспитание и образование в самых своих истоках было связано с назидательным чтением и арабской литературной традицией. Слово «литература» (адаб) по-арабски означает также «воспитание, воспитанность, вежливость, учтивость, благопристойность». Писатель, литератор (адиб) непременно должен был быть воспитанным и просвещенным человеком. Таким образом, литература издревле выполняла в арабо-мусульманском мире очень важную воспитательную функцию. По характеру своих знаний адиб отличался от алима (ученого). Различия между ними подчеркивал арабский энциклопедист Йакут (1179–1229): «Разница между адибом и алимом заключается в том, что адиб берет от каждой вещи лучшее и соединяет это в одно целое, а алим старается познать какую-нибудь одну отрасль знания и достигнуть в ней совершенства» . Одним из наиболее ярких представителей традиции адаба был Абу Осман Амр ибн Бахр (775–868), известный под прозвищем аль-Джахиз («Пучеглазый»). Как отмечал историк арабской литературы И. М. Фильштинский, «аль-Джахиз был выдающимся ученым, человеком энциклопедических знаний. Один лишь перечень принадлежавших ему сочинений включает около 200 названий, из которых около 30 полностью сохранились до наших дней, а многие другие дошли в отрывках. Среди них труды по философии и богословию, социологии и экономике, истории и географии, естествознанию и химии, минералогии и математике. В эпоху, когда арабо-мусульманская наука только складывалась, он попытался собрать все положительные знания как традиционно арабского происхождения, так и те, которые являлись продуктом греческой научной и философской мысли» .

Достичь своих воспитательных и образовательных целей адибу помогало умение занимательно и красочно рассказывать. Обращаясь к читателю, аль-Джахиз писал: «Если мы сумеем заинтересовать тебя серьезными, правдивыми и доходчивыми доводами, чтобы оживить мысль и отточить разум, то сумеем также развлечь тебя разными пустяками, забавными историями и необычными рассуждениями. И очень часто, приводя какие-нибудь стихи, герой или автор которых отличается чрезмерной глупостью, так что читатель веселится и смеется, находя эти слова смешными, мы достигаем того, чего не достигли бы, приведя все редкостные изречения и употребив всю мудрость… И если ты из тех, кто склонен испытывать скуку и утомляться, то все это даст отдых твоему уму и восстановит силы, и ты снова вернешься к изучению серьезного, прогнав скуку и оживившись» .

Благодаря адабу постепенно возникла и сформировалась мусульманская интеллигенция, игравшая в классический период исламской цивилизации исключительно важную роль в общественной и культурной жизни. Один из видных авто ров того времени Абдаллах ибн аль-Мукаффа (около 720 - около 756 года) написал две книги «Малый адаб» и «Большой адаб». Первая из них адресована широкому кругу образованных читателей и призывает их к самоусовершенствованию, исправлению своих недостатков и обузданию порывов. По мнению автора, «только разумная умеренность ведет человека к счастью» . «Большой адаб» имел целью воспитание правителей и придворных. «Особое место [в этой книге. - М. Р.] ибн аль-Мукаффа отводит ученому советнику правителя. Поскольку правителям свойственны такие же порывы, что и юношам, только сведущий мудрец-советник может уберечь их от ложных шагов. Мудрец обязан воспитывать царя словом, наставлять в мудрости и предотвращать его несправедливые действия. Слова ученых-мудрецов должны быть обязательными для правителей, дабы те не стали тиранами. Ученые - это врачи, которые призваны исцелить душу правителей от недугов тщеславия, властолюбия и жестокости, алчности и любви к насилию. Они должны воспитывать в правителях благородство и великодушие. Под их влиянием правитель должен стать внимательным к нуждам подданных и установить для них справедливые законы» .

От адаба перейдем ко второму важнейшему элементу мусульманского воспитания и образования - знанию. Понятие «знание» (араб. «илм») всегда было структурообразующим в мусульманской цивилизации. Неслучайно известный американский востоковед Франц Роузентал, посвятивший специальную монографию анализу этой концепции в средневековом исламе, назвал ее «Торжество знания». В своем труде он подчеркивает, что «в исламе концепция знания приобрела значительность, которой нет равных в других цивилизациях» . По мнению Роузентала, «если мы взглянем… на ислам, то обнаружим, что метафизическое, этическое и научное знание, а сверх того - знание как мощное орудие общества, не всегда были представлены в равной мере, но они всегда существовали и действовали. Они рассматривались как часть одного человеческо-божественного атрибута, называемого “знание”, который управлял всеми человеческими и божиими деяниями. Знание не осознавалось ничем подобным народами христианской Европы в Средние века, независимо от тех частных целей, которые преследовали их интеллектуальные усилия» .

Несмотря на то что «философия знания» играла издревле весьма важную роль в исламе, само понятие «знание» («илм») трактовалось прежде всего как механический процесс собирания знания, а не как поиск нового. Плоды знания рассматривались как вечные и неизменные; их необходимо было только собрать, а поэтому исследовательская функция познания не выдвигалась на передний план . В традиционной мусульманской системе образования прежде всего развивается память, в основе основ лежит заучивание наизусть Корана, хадисов (рассказов из жизни пророка Мухаммада), различных комментариев к священным текстам и т. п. В результате «в начальной школе дети учили наизусть Коран, а в мечети студенты - комментарии наставников. В итоге у многих ученых развивалась феноменальная память. Так, один из них, пересказывая наизусть 30 000 хадисов, делал только три ошибки. В то же время лишь немногие развивали способность к оригинальному научному поиску и созданию новых идей» .

Интересное описание традиционных представлений об ученом человеке, характерных для сельской местности в Египте, дает египетский исследователь Хамед Аммар: «Ученый человек сегодня оценивается здесь в зависимости от того, что он знает из Корана и сколько хадисов он может процитировать, а также сколько пословиц и образных выражений он может привести в качестве аргумента в споре. Неудивительно, что из примерно двадцати образованных религиозных людей в деревне пять хорошо известны, благодаря своему отличному знанию наизусть Корана, двое - благодаря знанию наизусть многих стихов шейхов суфийского братства Накшбандия (они стали, таким образом, его руководителями в деревне), в то время как двое других заслужили всеобщее признание как знатоки стихов и заговоров, предотвращающих сглазы. Если кто-либо говорит, что он хорошо знает о какой-либо вещи, личности или событии, то с лингвистической точки зрения это означает, что он “запомнил это наилучшим образом”. Автор [Аммар. - М. Р.] склонен полагать, что мусульманская культура… подчеркивает и поощряет начетническое знание, запоминание наизусть и страсть к перечислению. Существует много подтверждений этого в повторяющихся элементах приветствий, разговоров, стихотворений или хорового пения, ритуалов мистических зикров , а также в необходимости знать 99 эпитетов Аллаха и 33 имени пророка [Мухаммада. - М. Р.] и традиционного заучивания наизусть Корана в куттабе [начальной мусульманской школе. - М. Р.]» .

Традиционное обучение в высших учебных заведениях, например в знаменитом мусульманском университете аль-Азхар (Каир), мало чем отличалось по своей сути от учебы в куттабе. Различались сроки: чтобы самому стать наставником, студенту требовалось не меньше восьми лет обучения. Если он не имел достаточно обеспеченных или могущественных покровителей, его положение было весьма неприглядным и незавидным. Вот как оно описывалось в автобиографии одного из таких студентов: «Он посещал школу ежедневно до полудня, там он слушал объяснения наставников и участвовал в обсуждениях. Когда он возвращался в свое жилище, то бывал настолько голоден, что, не имея ничего лучшего для еды, собирал дынные корки, брошенные на землю, вытирал с них пыль и съедал то, что оставалось в них съедобного. Однажды он наткнулся на своего товарища, занятого тем же самым. Каждый из них пытался скрыть от другого свою нужду, но теперь они объединились, вместе собирали и мыли дынные корки. Так как они не могли позволить себе купить лампы или свечи, то учили тексты наизусть в лунные ночи, а в безлунные повторяли их, чтобы не забыть» .

Автобиография, из которой взят этот отрывок, написана в XVII веке. Однако самое любопытное заключается в том, что этот текст удивительным образом совпадает с духом автобиографической повести «Дни» замечательного арабского мыслителя Тахи Хусейна и характерными особенностями жизни и обучения студентов аль-Азхара в начале XX века, о которых подробно и с большим знанием дела рассказал знаменитый египетский гуманист. Даже в начале XX века сила инерции в стенах аль-Азхара была настолько велика, что мусульманским реформаторам типа Мухаммеда Абдо было в них трудно ужиться. Среда аль-Азхара вытолкнула его как инородный элемент и вновь погрузилась в полудремотное сонное состояние, в котором неподвижная масса знания медленно передается от поколения к поколению, но практически не возрастает. Таха Хусейн, мыслитель нового типа, был вынужден уйти из аль-Азхара и перейти в открывшийся тогда светский Каирский университет, одним из первых докторов которого он впоследствии стал. Однако именно Таха Хусейн дал блестящее описание учебной атмосферы аль-Азхара:

«Мальчик [т. е. сам Таха Хусейн. - М. Р.] любил аль-Азхар в этот момент, когда молящиеся расходились с молитвы зари и расходились со слезами дремоты в глазах, чтобы сесть кружком около той или этой колонны и поджидать одного или другого профессора, а затем слушать у него урок предания, или экзегеза, или “корней”, или догматики. Аль-Азхар в этот момент был спокоен; в нем не поднимался еще тот особенный гул, который наполнял его с восхода солнца до молитвы вечера. Там можно было слышать только разговоры, которые шепотом вели собеседники. Иногда можно было услышать юношу, что читал Коран спокойным, ровным голосом. Иногда он проходил около молящегося, который не захватил собрания или и захватил его, но продолжал сверхдолжную молитву, после того как завершил обязательную. Иногда ты слышал то здесь, то там профессора, который начинал свой урок вялым голосом того, кто проснулся от сна, совершил молитву, но еще не ел ничего, что бы возбудило в его теле энергию и силу. Он говорил голосом спокойным, мягким, немного прерывающимся: “Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и привет над благороднейшим из посланников, господином нашим Мухаммадом и над семьей его и над сподвижниками его всеми. Сказал автор, да помилует его Аллах Всевышний и направит на пользу нам его науку. Аминь!” Учащиеся слушают этот голос спокойно и вяло, напоминая в этом спокойствие и вялость их шейха» .

Такая атмосфера и сегодня характерна для многих классических мусульманских медресе. Это не значит, что в наши дни в мусульманской системе воспитания и образования не происходит перемен. Однако традиционная система по-прежнему демонстрирует свою жизненность и удивительную способность к регенерации.

Особенно сильно это заметно в сфере семейного воспитания, основанного на традициях повсеместно распространенной в арабо-мусульманском мире патриархальной семьи. Ее главной особенностью является резкое разделение полов по их социальным и социально-психологическим функциям. Разница в поведении полов настолько очевидна, что можно говорить о формировании мальчиков и девочек, юношей и девушек в двух мало соприкасающихся, почти параллельных мирах. «В этом обществе невозможно себе представить свободное общение обоих миров или допустить, что то, что позволяется одному полу, позволено и другому… Мужчину, который нечасто общается с приятелями вне дома, презрительно именуют “кухонным человеком”, в то время как женщину, часто покидающую свой дом, называют заблудшей. Мужчины собираются для беседы вне дома, а женщины только внутри» . Эта особенность воспитания детей отчетливо выражена в конкретной языковой норме: в арабском языке отсутствуют слова «ребенок», «дитя», одинаково приложимые к детям как мужского, так и женского пола, встречаются только отдельные обозначения либо мальчиков, либо девочек. Когда отца хотят спросить, сколько у него детей, вопрос ставится так: сколько у него сыновей и сколько дочерей. Когда рождается мальчик, в семье бывает настоящий праздник; рождение девочки, как правило, встречают спокойно, как совершившийся факт . Такая разница в подходе связана с тем, что патриархальная семья воспроизводит себя только по мужской линии. Арабская пословица, ведущая свое происхождение от стоянки бедуина, гово рит: «Только юноши возводят палатки вокруг главной палатки». О девушках есть другая пословица: «Девушка разрушает домашний очаг своей семьи, она создает его для кого-то другого» . Вместе с тем в рамках мусульманской патриархальной семьи издавна действуют социальные и социально-психологические механизмы, охраняющие права женщин и девушек. Хотя радость по поводу рождения сыновей и подчеркивается обычно больше, все же для нормального функционирования семьи необходимо равное количество мальчиков и девочек, т. к. в условиях патриархальной системы брачных отношений между крупными семьями нередко осуществляется своего рода натуральный обмен женихами и невестами. Естественно, в этом случае сестры представляют собой живой капитал для своих братьев. Если в семье, где до этого рождались лишь одни сыновья, вдруг рождается девочка, то ее рождение вызывает настоящий восторг. Такую девочку называют «госпожой своих братьев» .

Говоря о вопросах воспитания, следует иметь в виду особенности половой идентификации в подростковом возрасте. По мнению известного социолога И. С. Кона, «первичная половая идентификация - своеобразный стержень целой системы самооценок, посредством которой индивид определяет степень своего соответствия традиционным представлениям о половой принадлежности (насколько полноценно воплощены в нем черты мужчины или женщины)» . Хамед Аммар так пишет об этом важном этапе в развитии мусульманской молодежи: «Половые органы становятся теперь предметом особого внимания, и подростки начинают заботиться о том, как сидеть и что они могут носить. Понятие стыда связано главным образом с бесчестьем на сексуальной почве или неверностью в брачных отношениях. Это то, что, прежде всего, возникает в сознании [подростков. - М. Р.] в данной связи и включает в себя все запрещенные непристойности от пустякового нарушения этикета до наиболее серьезных, с точки зрения морали, проступков. Первое реальное эмоциональное ощущение стыда приходит вместе с чрезмерной стыдливостью, вызванной осознанием половых органов. Для всех подростков (мальчиков и девочек) разговоры о сексе представляют табу, им запрещено также говорить на эту тему с родителями и другими взрослыми. Целомудрие как моральный и религиозный идеал требует избегать каких-либо стимулирующих и возбуждающих контактов с противоположным полом. Для девочек-подростков не считается хорошим тоном бросать на мужчин притягательные взгляды и тем соблазнять их» .

Роль девушки в рамках традиционной мусульманской семьи в основном сводится к помощи матери по домашнему хозяйству и уходу за младшими братьями и сестрами. Положение юноши, как правило, более свободно, но он тоже зависит от власти главы семьи, поскольку «и мужчина, и женщина принадлежат к семье отца, т. е. они пользуются покровительством своего дома, и дом должен что-то получать от них. Если мужчина работает вне дома, он не может сам по своему усмотрению зарабатывать и расходовать деньги, но должен отдавать их главе семьи (отцу, старшему брату и т. д.), который и распределяет их» .

Брак в патриархальной мусульманской семье рассматривается как завершающий акт в воспитании молодого поколения, который должен способствовать укреплению семьи и рода в целом, поэтому роль родителей, семьи в момент выбора жениха и невесты является определяющей.

Министерство образования Российской Федерации

Саратовский государственный социально-экономический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра педагогики и психологии

Курсовая работа

Воспитание в мусульманской семье

Студентка 2 курса, 8 гр.,

Специальность 031000

«Педагогика и психология»___________Л. Р. Гарифуллина

Руководитель работы,

к. пед. н., доцент ____________Н. В. Зайцева

Саратов 2005

Введение……………………………………………………………с.3

Глава 1. Семья и семейные отношения …………………………. 4

Глава 2. Воспитание подрастающего поколения в исламе…….. 8

Заключение………………………………………………………… 22

Приложения………………………………………………………... 23

Библиография……………………………………………………….26

Введение

В современное время религиозному воспитанию в наших семьях давно не предается такого большого значения, как в былые времена. Хотя возможно именно это и являлось одной из причин более устойчивого морального общества. В религиозных семьях воспитание становиться более мягче, многие традиции и обычаи уходят в прошлое. Вот и в исламских семьях многие традиции уже не соблюдаются. Многие девушки не считают нужным повязывать голову, хотя это считается обязательным и непокрытая голова считается признаком неприличия. Современные родители считают, что если их дети будут выделяться в толпе, им будет легче добиться успеха. Возможно, одной из причин этого является и то, что в последнее время имеет место притеснение последователей ислама. Поэтому родители и пытаются дать воспитание своим детям более современное. Объектом моего исследования является воспитание ребенка в религиозной семье, а именно в исламской семье.

Но даже не смотря на это, есть и те семьи, которые не отходят от традиций и своей веры. В исламе детство – особый мир, полной радости, красоты, мечтаний, счастья и любви. И родители стараются воспитать в своих детях самые благородные и чистые качества. Привить веру в Аллаха и в его силы.

Если ООН начала проявлять заботу о детях и приняла специальный документ, в соответствии с которым в ноябре каждого года празднуется международный День ребенка, посвященный Декларации прав ребенка, которая была провозглашена этой международной организацией, то ислам уделяет внимание вопросам детства уже более тысячи четырехсот лет, обеспечив своими благородными принципами постоянную заботу о детях и не ограничиваясь гарантиями прав ребенка после его появления на свет, но, гарантируя ему права еще до того, как он рождается.

Глава 1. Семья и семейные отношения

Семья и семейные отношения

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная задача, решаемая обществом и семьей. Как мы знаем, семья является первичной ячейкой общества. Родители оказывают многостороннее влияние на формирование личности ребенка. В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, усваивает соответствующие нравственные нормы. Поэтому родителям следует помнить, что воспитание ребенка и организация его жизни начинается, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создание высоконравственных отношений.

Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к делам её, разделяет общие заботы, выполняет определенные обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования личности ребенка.

Семьи существуют разные по своим религиозным принадлежностям. Рассмотрим семью в исламе.

Семья в исламе

Ислам проявляет заботу о ребенке не только со дня его появления на свет, но думает и заботиться и о тех, кто ещё не родился, планируя будущее детей, когда о них ещё только мечтают. Стоит будущему отцу только подумать о браке, а ислам уже намечает для него вехи его пути. Устройство семьи в исламе удивительно, ей придается большое значение и отводиться высокое место. Вот почему ислам должен корректировать первый шаг в устройстве семьи. Заключение брака является первым шагом в построении семьи, и внимание ислама к этому шагу обеспечивает стабильную, приятную и счастливую жизнь людей в последствии.

Внимание, проявляемое исламом к ребенку ещё до его рождения

Ислам проявляет заботу о ребенке не только после его появления на свет, но и до того, как он сформируется или даже будет зачат. Так, например, ислам велит мужчине, желающему жениться, выбирать себе религиозную жену, так как пророк говорит: «…ищите же ту, которая придерживается заповедей религии, иначе ты потеряешь все!»

Исходя из этого, халиф Умар бин аль – Хаттаб дал на вопрос одного из своих сыновей, который спросил его: «Чего сын вправе ожидать от своего отца?»- такой ответ: «Чтобы он выбрал для него мать, дал ему хорошее воспитание и научил его Корану».

Но если ребенок, наследует какие – то особенности своих родственников, то ислам обязательно должен регулировать связи между ними, чтобы обеспечить ребенку уважение в обществе и сохранить его нравственную и генетическую чистоту, что позволит ему присоединиться к людям и обществу незапятнанным.

Любовь родителей

Ребенок является плодом любви отца и матери, а материнские и отцовские чувства являются благородными чувствами, в которых Аллах вложил милосердие и любовь и по милости Своей сделал их прочными и неизменными. Крепкая связь между родителями и детьми является одной из самых прочных и неприкосновенных связей в жизни человека, и эту связь установил Сам Аллах для того, чтобы она не прерывалась, оставалась прочной и поддерживала существование всего человечества, укрепляя собой отношения между людьми. Любовь родителей к детям столь очевидна, что говорить об этом нет никакой необходимости. Она является одним из знамений Аллаха и Его величайшим благодеянием по отношению ко всему человечеству в целом.

Ислам рассматривает семью прежде всего как первичную ячейку общества, а семья состоит из родителей и детей. В сердцах родителей скрыта такая любовь к их детям, которую ни постичь, ни измерить нельзя, так как, поистине, она представляет собой частичку милости Аллаха. Любовь родителей к детям является врожденным свойством, которое человек не может отбросить и которому не может помешать проявляться, и в силу всех вышеупомянутых причин Аллах дает человеку наставления относительно его родителей, но не дает родителям таких же наставлений относительно их детей.

Аллах вложил в само естество человека любовь и милосердие по отношению к детям, посадив в его сердце ростки возвышенных чувств, чем и объясняется тот факт, что все указания и наставления предназначаются для детей, направляя их к тому, чтобы они хорошо относились к своим родителям. Цель таких наставлений состоит в том, чтобы побуждать в детях гуманные чувства, и эти наставления, побуждающие к добру, опираются на чувства близости и любви к тем, кто стал причиной его появления на свет.

Ислам и равенство между детьми

Поскольку в Коране дети названы усладой глаз, установления ислама должны подтверждать эту человеческую черту, а равенство между детьми в том, что касается поцелуев, подчеркивается в исламе и подтверждается его высокими наставлениями.

Проявление симпатий только по отношению к одному ребенку или только к мальчикам в отличии от девочек противоречит точке зрения ислама, его правильным принципам и логике равенства, на которой основываются все его наставления. Ислам не делает никаких различий между мальчиками и девочками, ни между сыновьями и дочерьми, поскольку все они равны между собой и отличаются друг от друга только по степени уважения, которое юноша или девушка может заслужить среди людей.

Отклонение от прямого пути представляет собой отход от логики равенства, истины, справедливости, и поэтому, как уже отмечалось раньше, мы видим, что ислам велит одинокого относиться к детям, чтобы не причинять кому – нибудь из них боль и не задеть чувства других и чтобы они не затаили зла, в результате чего на смену любви придет ненависть, а место согласия займут раздоры, и все это приведет к сложностям, отклонения, психологическим проблемам и губительной изоляции, которая травмирует и убивает чувства.

Глава 2. Воспитание подрастающего поколения в исламе

Взгляд ислама на воспитание подрастающего поколения

Дети являются ростками жизни, плодами надежды и радости для людей.

Вот почему ислам обращает такое внимание на воспитание детей, стремясь к тому, чтобы они принесли обществу счастье и возвысили его. Во многих благородных аятах говориться о детях, и эти аяты направлены на охрану жизни ребенка. Они призывают к проявлению о нем заботы, намечают для него вехи пути и ведут его к тому, чтобы он улучшал жизнь. Ислам регулирует жизнь отдельного человека, семьи, общества в целом, не забывая о том, что все это тесно связанно друг с другом, и любое воздействие на одно обязательно отражается на другом. Высокое наставление ислама координируют шаги и разъясняют методы взаимодействия между отдельным человеком, семьёй и обществом для того, чтобы все это приводило к прогрессу в целом. В основе этого лежит милосердие, а достигается поставленная цель через взаимное сочувствие, любовь и веру. Таким образом, в этом отношение ислам определил все прочие попытки исправления личности, семьи и общества в том смысле, что он сочетает между собой все шаги в этом направлении и уравновешивает их.

Ислам начинает с подготовки отдельного человека, рассматривает его в качестве одной из первичных ячеек, из которых складывается семья, общество и народ. Отдельный человек является основополагающим элементом, и из таких элементов складывается большое здание развивающегося и гуманного общества. Каждый человек сначала является ребенком, и ты можешь сформировать его систему ценностей и понятий, как тебе будет угодно, привив ему гуманные принципы и достойные нравственные качества. Если его формирование отличается вышеупомянутой упорядоченностью и соответствует правильным образцам, то и семья, являющаяся обществом в миниатюре в полном составе, живет и развивается правильно, в результате чего общество и народ, состоящие из семей и отдельных людей, которые взаимодействуют между собой, становятся сильными и опираются на надежные основы.

Семья, сама по себе, является ценностью в исламе. И создают семью мужчина и женщина для того, чтобы помогать друг другу в религии, в поклонении, оберегать друг друга от запретного и греховного. Одной из главных целей создания семьи являются дети. Детей в мусульманских семьях обычно много. В мусульманских странах детей очень любят. Аборты в исламе запрещены, дозволяются только если есть строгие медицинские показания и мать не может выносить или родить ребенка в связи с состоянием здоровья.

В исламе рождение малыша – это праздник: когда рождается девочка закалывают одного барана, когда мальчик – двух, и приглашают родственников и друзей, соседей на угощение. Таким образом благодарят Всевышнего за то, что он ниспослал такую милость семье. Хоть бытует мнение, что мальчикам родители рады больше, чем девочкам в мусульманской семье, но на самом деле это не так. Отцу, который вырастит праведных дочерей обещан Рай. Как говорится в изречении Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха: "У кого есть три дочери, и он дает им приют, относится к ним милосердно, и опекает их, то непременно Рай станет для него обязательным". И сказали ему: "О Посланник Аллаха, а две?" Он сказал: "Даже если будет две". И подумали некоторые люди, что если бы они спросили: "А одна?" То он сказал бы: "И одна" (хадис, переданный от Джабира Ибн Абдуллаха).

В доисламскую эпоху арабы закапывали своих девочек в песок заживо, так как боялись позора, поскольку не всегда родственники могли защитить женщину от посягательства чужих мужчин и внебрачных связей. Ислам пришел со строгим запретом на это.

Дети, с точки зрения ислама, являются ответственностью взрослых. И мы родители будем в Судный день отвечать перед Всевышним за их воспитание, за их нравственные качества, за то, что мы смогли в них вложить. Но при этом послушание и покорность детей перед родителями в исламе должны быть полными и безоговорочными во всем, что не противоречит религии Аллаха. Если же родители заставляют детей нарушать запреты Всевышнего, тогда им дозволено не слушаться старших, но делать это с мягкостью и уважением. Непослушание родителей – великий грех в исламе. Положение матери в исламе особое, приведу только два хадиса (изречения от Пророка Мухаммада) «Один человек спросил у Пророка (да благословит его Господь и приветствует): «О, посланник Аллаха, кто из людей в большей степени заслуживает уважения и хорошего отношения?» - «Мать», - ответил Пророк. «А кто после?» - «Мать», - снова сказал посланник Аллаха. «Кто еще [после нее]?» - «Мать», - в третий раз повторил Пророк. «Ну а после?» - «Отец».

«Рай находится под ногами ваших матерей», - говорил пророк Мухаммад.

Родители и дети не рассматриваются как ровня, одних Бог поставил над другими.

Аллах Всевышний сказал в Коране:

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «слова недовольства» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком»». (сура 17, аят 23-24)

В исламе, особенно в многодетных семьях, дети рано приучаются к определенным обязаностям, помогают родителям, несут ответственность за младших и, как правило, рано взрослеют. Дети считаются уже взрослыми, когда достигают половой зрелости. Девушки начинают покрываться и носить закрытую одежду, для них это становится обязательным. И с этого момента юноши и девушки должны сторонится общения с противоположным полом, особенно без свидетей и без намерения вступить в брак. К разделению полов в исламе относятся очень строго. Считается что уже с семи лет нужно стараться разделять девочек и мальчиков (но пока это не является обязательным), и даже родных братьев и сестер уже не укладывают спать в одной кровати.

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Приказывайте детям совершать намаз по достижении ими семилетнего возраста и наказывайте их если они не делают этого при достижении десятилетнего возраста, и разделяйте их кровати»
Даракутни и Хаким передал от Сабра ибн Мабада, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда ваши дети достигнут семилетнего возраста разделяйте их кровати и когда им исполнится десять, наказывайте их если они не молятся» Этот хадис был оценен как достоверный шейхом Албани.

Главная задача в любой мусульманской семье – воспитать праведное нравственное потомство. Для этого детей обучают с раннего возраста основам религии Единобожия. Приучают любить, уважать и почитать Своего Господа, Пророка Мухаммада и всех прочих пророков Всевышнего и праведников. Обучают Корану, учат не только читать и понимать эту книгу, но и жить в соответствии с ней. Жить в принципах нестяжательства, щедрости, милосердия, доброты и справедливости. Важно, чтоб ребенок не стремился всецело к благам этого мира, чтоб он мог поступится своими интересами ради справедливости. Чтоб он стремился к довольству Своего Господа, оставлял греховное и старался совершать больше благих дел. Ребенок должен стать полезным членом мусульманской общины. Должен нести пользу своим братьям и сестрам по вере, и в первую очередь, должен быть поддержкой и опорой для своей семьи. При этом каждого из нас Аллах создал более склонным и способным к определенным видам деятельности, поэтому стоит присматриваться к своим детям и не ставить им непосильные задачи, а стараться помочь им в том, что для них особенно интересно, в том, к чему они сами стремятся.

Главным принципом воспитания детей должно стать самовоспитание родителей. Поскольку дети наилучшим образом воспринимают личный пример родителей. Если в семье не грубят и не хамят друг другу, не сквернословят, стараются решать конфликты мирно, то ребенок усвоит для себя именно такие шаблоны поведения. Воспитание на основе личного примера, самое эффективное. Я помню меня родители всегда ругали, что я мало читаю (это было в школьном возрасте), при этом я никогда никого из них не видела с книгой в руках, после работы все любили посмотреть телевизор, видимо чтение считалось занятием утомительным. И навряд ли вы сможете приучить ребенка говорить правду, если сами его будете постоянно обманывать, пусть даже в мелочах.

В семье так же важно уважительное отношение к ребенку. Необходимо воспитывать в малыше чувство ответственности и самостоятельность, давать ему посильные задания и хвалить за их выполнение. Помню моя дочка была в восторге, когда сама почистила картошку овощечисткой (ей еще нет пяти лет). Ребенок должен чувствовать свою причастность к «миру взрослых», а не должен быть изолирован от любых бытовых и иных проблем.

Важно оберегать ребенка от плохих друзей, выбирать для него наилучшее окружение. Так как дети часто портятся именно по этой причине. А для того, чтоб ребенок воспринимал советы родителей, родители сами в свою очередь должны стать для него авторитетами. Отношения стоятся не на основании силы и наказания, а на основе доверия и взаимного понимания.

Так же в исламе родители постоянно обращаются с молитвой за своих детей. И как говорил наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, нет преграды между такой молитвой и Господом. Такое обращение к Богу не остается без ответа.

Наилучшим образцом нравственных качеств является наш пророк Мухаммад, а затем его сподвижники. В воспитательных целях детям читают истории из их жизнеописаний: про их праведность, смирение, милосердие, нравственность, мудрость. Мусульмане почитают всех пророков Аллаха, в том числе Мусу (Моисея), Ису (Иисуса), Ибрагима (Авраама) и других. И детям так же читают и рассказывают коранические истории о пророках.

Когда дети становятся способны рассуждать и анализировать, то необходимо разбирать с ними спорные ситуации, возвращаясь при этом к мусульманской традиции и шариату. Спрашивать ребенка правильно ли он поступил в такой-то и такой-то ситуации и достойно ли такое поведение мусульманина, и как нужно поступать в данных обстоятельствах. Необходимо исправлять его ошибки иногда мягко, иногда проявляя допустимую жесткость.

Важно хвалить ребенка за проделанную работу, за выполненное задание, даже если не все идеально. При этом важно напоминать (в зависимости от возраста), что Аллах доволен теми, кто помогает своим родителям или близким, теми, кто совершает благие дела.

В вопросе: Дозволено ли бить детей? мусульманские ученые (религиозные) разошлись во мнениях. Одни это дозволяли, другие нет. Но все-таки считается что при непослушании можно побивать детей, соблюдая условия: 1. не бить по лицу, 2. не наносить увечий, вреда здоровью 3. это должно быть «легкое» битье (больше похожее на шлепки) в воспитательных целях. Но в каждой отдельной семье к этому относятся, в зависимости от традиций, по-своему. В Турции детей, к примеру, не ругают и не наказывают практически, даже в тех ситуациях, где стоит детей останавливать и порицать. Суданцы, например, не бьют девочек вообще, но при этом считают, что допустимо применять телесные наказания в отношении мальчиков.

Несмотря на основные принципы мусульманского воспитания, в каждой отдельной семье складывается своя особая атмосфера отношений, воспитания и взаимопонимания. Каждая семья проходит через свои особые ситуации жизненные и усваивает свои уроки из этого и делает свои выводы.

Нравится статья?


Преимуществом мусульманской традиции является то, что у родителей всегда есть четкое руководство в вопросах воспитания детей. Эта система является консервативной, нацелена на формирование патриархальной семьи, где каждый знает свои обязанности и несет определенную ответственность. В семье существует неоспоримая иерархия, которая поддерживает должную дисциплину. Дети осваивают определенные социальные роли в семье и в обществе. Возможно кто-то посчитает мусульманскую семью слишком закрытой для новшеств и ортодоксальной, но при этом мусульманское общество противостоит новым разлагающим семью тенденциям (распространение людей с нетрадиционной ориентацией, браки сексменьшинств и тд) и безнравственности, которые развиваются безпрепятственно на западе, из-за которых под угрозой уже существование традиционной семьи.