Почему дети воруют: в чем причина, и как спасти ребенка. Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога

Причины воровства у детей

Рано или поздно практически все родители сталкиваются с тем, что их ребенок приносит домой чужую игрушку или какую-то другую вещь. Этот факт, конечно же, вызывает негативные эмоции, заставляет переживать и волноваться. Родители начинают думать, что неправильно воспитывают своего ребенка, злятся, испытывают чувство стыда и страха. Их мучает мысль: что же делать в такой ситуации, что заставляет ребенка брать чужие вещи?

Для начала не следует сразу впадать в панику, ведь бывают ситуации, когда появление в доме чужой вещи не является кражей. Возможно, малыш обменял ее на другую свою вещь, поэтому, прежде чем бить тревогу, необходимо все же выяснить, где ребенок эту вещь взял. Но обратить внимание на ее появление, конечно, стоит.

Итак, попробуем разобраться, почему дети берут чужие вещи. Каковы причины детского воровства?

Малыш пока еще не понимает, где его вещи, а где - чужие

Такая ситуация присуща детям двух-четырех лет. Само понятие собственности пока еще размыто. Ребенок берет любую понравившуюся ему вещь, не считая, что это плохо. Он действует под импульсом возникшего интереса и желания взять понравившуюся игрушку. Чтобы избежать неприятностей со стороны владельцев вещей, необходимо в каждой конкретной ситуации объяснять малышу, что вещь принадлежит другому человеку. Причем это касается и членов семьи. Впоследствии он начнет воспринимать границы своего и чужого и перестанет брать без спроса вещи, ему не принадлежащие.

Подражание взрослым, копирование поведения

Иногда взрослые обсуждают дома ситуации, когда люди получают что-то нечестным способом или кто-то в семье может приносить что-то с работы домой. Нельзя допускать, чтобы ребенок видел это или слышал подобные разговоры. Иногда примеры воровства малыш может увидеть по телевизору в фильмах о мошенниках и скопировать ситуацию. За тем, что ребенок смотрит, нужно очень тщательно следить.

Желание обладать вещью

Бывают случаи, когда ребенок настолько сильно хочет иметь какую-то игрушку или вещь, что не может удержаться от того, чтобы не взять ее при возможности. Причем он сам не осознает в этот момент, что украл ее. В этой ситуации во многом виноваты родители, так как они зачастую игнорируют желания малыша. Возможно, нужно обращать больше внимания на потребности своих детей. Конечно, не следует сразу же бежать в магазин и покупать ребенку то, что он украл. Это позволит ему думать, что за кражей последует покупка вещи, поэтому случаи воровства в следующий раз могут повториться. Но обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок, все же следует. Если у родителей нет возможности купить вещь или игрушку, то малышу надо дать понять, что он получит ее к какому-то событию, например, в подарок на день рождения или после того, как родители получат заработную плату. Если вы видите, что у ребенка есть устойчивое желание чем-либо обладать, постарайтесь, чтобы это желание хотя бы частично удовлетворялось, иначе это может вызвать у него чувство тревоги и сильного напряжения. Например, если он мечтает о дорогой игрушке, которую вы не можете себе позволить купить, предложите ему более дешевый аналог. Однако в этом вопросе желательно не переусердствовать и не кидаться выполнять любые сиюминутные желания ребенка. Этим вы его только избалуете.

Ребенок может пойти на кражу той вещи, которая стала причиной обиды

Например, сверстник может похвастаться перед малышом, показывая обладанием вещью свое превосходство над ним: «У меня есть, а у тебя нет!» В такой ситуации родителям нужно выбрать правильную позицию и поддержать ребенка, объяснить ему, как себя вести с обидчиком.

Нередки случаи, когда дети прибегают к воровству из-за недостатка родительского внимания

Ребенок совершает кражу, родители об этом узнают и начинают заниматься проблемой. Малыш получает то, чего добивался, - внимание родителей, пусть и в негативной форме. Если причина воровства кроется в недостатке внимания, то родителям нужно наладить контакт с ребенком, проводить с ним больше времени, общаться. Малыш должен почувствовать искреннюю заботу о нем и внимание. Нужно чаще хвалить его, даже за самые незначительные успехи. У него должно сформироваться чувство значимости, нужности, признания и понимания, тогда он начнет ценить одобрение со стороны родителей, поймет, что лучше делать хорошие поступки и получать похвалу, чем навлекать на себя гнев и недовольство близких людей.

Эта причина вытекает из предыдущей. Ребенку не хватает внимания, он нуждается в признании окружающих. Не находя поддержки в семье, он пытается показать свою значимость друзьям. Решать эту проблему нужно через изменения отношений ребенка с родителями. До него необходимо донести информацию, что. совершая кражи, он вряд ли добьется авторитета среди друзей. Скорее всего, наоборот. Он должен понять, что завоевать уважение и получить признание можно другими, более достойными способами. Если для ребенка важно, что думают о нем сверстники, можно устраивать детские вечеринки, пикники, где ребенок будет выступать хозяином праздника. При этом нужно показать его друзьям, что в семье его уважают и признают. Это повысит самооценку малыша и научит его дружить со сверстниками. На празднике ребенок может показать свои таланты, например, спеть или станцевать, что также хорошо сказывается на поднятии самооценки.
Очень часто кражи в подростковой среде могут совершаться на спор или как «кражи престижа», чтобы утвердиться в компании. Здесь родителям стоит присмотреться, с кем дружит их ребенок.

Нередко воровство совершается ребенком из-за вымогательства со стороны более старших детей и подростков

Если такой факт обнаруживается, то родители обязаны пресечь попытки вымогательства, шантажа, нужно защитить своего ребенка от подобного произвола. Он должен видеть в вас защитника, должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью. Необходимо тщательно продумать меры борьбы с вымогателями, которые бы решили проблему преследования и не навредили вашему малышу.

Клептомания

Это психическое заболевание, которое в реальной жизни встречается крайне редко. Если вы применили все возможные меры к пресечению воровства, но ребенок продолжает красть чужие вещи, то нужно показать его специалисту.

Если кража, совершенная ребенком, - свершившийся факт, то родителям необходимо знать несколько важных моментов о том, как вести себя правильно в сложившейся ситуации.

Во-первых, рассмотрим то, чего ни в коем случае делать нельзя.

1. Не устраивайте скандалов или истерик. Это делу не поможет, а только все усугубит. В эмоциональном порыве вы можете неадекватно воспринять происходящее, наговорить много лишнего, что отрицательно скажется на психике малыша, да и на вашей собственной. Ситуация щекотливая, поэтому в ней нужно сохранять спокойствие и трезвость мысли.

2. Нельзя сразу ставить на ребенке крест и считать, что с ним произошло нечто непоправимое. Все люди совершают ошибки. Нужно выяснить мотивы совершения поступка, оценить ситуацию и продумать пути выхода из нее.

3. Если ребенок взял какую-то вещь по причине того, что не смог справиться с желанием обладать этой вещью, нельзя специально, в наказание, лишать его этого. У детей пока несколько иные ценности, чем у взрослых. Возможно, эта вещь - его самая большая мечта на данный момент, поэтому он и взял ее у другого ребенка. Наказав малыша таким образом, вы лишаете его мечты. Конечно, не следует со всех ног мчаться в магазин и покупать ему такую же вещь, какую он только что украл, но пообещать ему, что он обязательно получит ее честным путем, - необходимо.

4. Нельзя не обращать внимания на окружение вашего ребенка. Присмотритесь к тем его сверстникам, с которыми он общается. Возможно, причина воровства кроется именно в плохой компании его друзей, в дурном влиянии.

5. Нельзя не обращать внимания на факт воровства или, тем более, одобрять его. Кража произошла, и ребенок должен осознать, что он совершил плохой поступок, заслуживающий порицания и наказания.

6. Ни в коем случае нельзя обвинять малыша в воровстве, если его вина не доказана. Презумпция невиновности распространяется не только на взрослых, но и на детей. Не стоит набрасываться на ребенка с обвинениями, пока не станет ясно, что он действительно совершил кражу.

7. Многие родители практикуют публичное раскаяние ребенка в содеянном, требуют от малыша в присутствии чужих людей признания своей вины. Этого ни в коем случае делать нельзя. Подобными действиями вы унижаете ребенка.

8. Не вешайте на малыша ярлык вора. Нельзя называть его вором и другими оскорбительными эпитетами. Он оступился, ошибся, а ассоциация его с преступником может только усугубить ситуацию. Люди склонны совершать те поступки, на которые его толкает общество. Он будет думать, что если его называют вором, то почему бы не украсть еще что-нибудь.

9. Нельзя в этой ситуации сравнивать малыша с другими детьми или с собой, ставить ему кого-либо в пример.

10. Нельзя требовать от ребенка обещаний и клятв, что это было в последний раз, что он никогда больше так не поступит.

11. Ни в коем случае не обсуждайте проблему воровства своего ребенка в присутствии посторонних людей. Не забывайте о том, что ребенок - это развивающаяся личность, которая нуждается в уважении и поддержке со стороны близких людей.

Все перечисленные выше запреты необходимо соблюдать, иначе проблему будет решить гораздо сложнее. Малыш может замкнуться в себе, перестать общаться с вами, доверять вам и продолжит совершать кражи.

Если всего этого делать нельзя, как же все-таки следует поступать в подобных обстоятельствах? Прежде всего, если вы обнаружили у ребенка чужую вещь или незнакомую вам игрушку, с ним необходимо поговорить. Говорить нужно спокойно, без присутствия посторонних людей. Выясните, откуда взялась новая игрушка или вещь. Один момент - в разговоре следует говорить не «своровал», а «взял». Попытайтесь узнать, кому вещь принадлежит, при каких обстоятельствах она попала к вашему малышу, в каких отношениях ребенок с хозяином вещи, что он собирается с этой вещью делать дальше. Ответы на эти вопросы позволят вам понять причину его поступка. Возможно, в разговоре выяснится, что он просто обменялся с другим ребенком на свою личную вещь, а вы зря тревожились.

Если вы видите, что малыш испытывает чувство вины за содеянное, предложите ему представить, что чувствует в данный момент владелец вещи, которую ребенок у него забрал. Возможно, он сейчас ищет ее, переживает, плачет, потому что эта вещь ему очень дорога. Если малыш не осознает своей вины и не испытывает по поводу содеянного никаких угрызений совести, то факт кражи нужно осудить. Причем осуждать всегда надо именно поступки, а не ребенка.

Итак, если вы выяснили, что вещь он все же украл, то ее необходимо вернуть законному владельцу. Пойдите к хозяину вещи вместе с малышом и верните ее так, как будто ребенок нашел ее или случайно забрал вместе со своими вещами. Если потребуется, защищайте вашего малыша. Он должен знать, что в любой сложной ситуации может рассчитывать на вашу поддержку. Если есть возможность, то постарайтесь, чтобы процесс передачи украденной вещи прошел без лишних свидетелей.

Когда вещь возвращена хозяину, с ребенком нужно провести беседу. Объясните ему, что брать без спроса можно только те вещи, которые принадлежат ему. Чужие вещи или игрушки брать нельзя, если только сам хозяин не разрешил ему это сделать.

Дети часто подражают своим родителям. Станьте для него хорошим примером для подражания. Не допускайте при ребенке неприличных высказываний, а тем более недостойного поведения. Если вы стали свидетелем кражи, скажите ребенку об этом открыто. Дайте понять вашему малышу, что вы не одобряете воровства ни в каких его проявлениях. Возвращайте владельцам не только дорогие вещи, но даже мелочи, дешевые безделушки.

В ребенке с раннего возраста нужно воспитывать нравственность. Это можно делать в игровой форме, на примере литературных или анимационных героев. Научите признавать свои ошибки, сознаваться в них. Не наказывайте малыша, если он сам признался в не слишком хорошем поступке.

Если вы заметили, что у ребенка есть склонность к воровству, постарайтесь дома исключить ситуации, провоцирующие малыша на совершение кражи. Например, не стоит держать деньги или драгоценности в доступном месте.

Все эти рекомендации помогут установить с ребенком тесный контакт, помогут выяснить истоки воровства и найти выход из неприятной ситуации в случае ее возникновения. Если малыш будет чувствовать вашу поддержку, то станет вам больше доверять, уважать, ценить. Это поможет ему повысить самооценку, обрести хороших друзей, найти интересное занятие в жизни. У него не будет причин, чтобы воровать.

И снова всем здравствуйте! Мы уже довольно много разобрали тем, связанных с поведением наших детей, от которого порой краснеем и бледнеем. Сегодняшний разговор – не исключение.

Приходилось ли вам слышать: «Ваш ребёнок ворует!»? А может вы стали подмечать, что в кошельке как-то странно тают деньги? Хорошо, если с таким инцидентом в вашей семье не сталкивались. Но бывают случаи, что и в благополучный дом вдруг стучится беда, обжигающая стыдом. Что делать если ребенок ворует?

План урока:

У стыдной проблемы есть возраст

Предлагаю не обсуждать тех детей, которые встают на путь воровства по примеру старших, воспитываясь в неблагополучных семьях. Трудно рекомендовать что-либо таким родителям, для которых присвоить чужое – в пределах правил.

Наш объект исследования – ребёнок домашний, у которого, с одной стороны, вроде всё есть, а с другой стороны, оказывается, чего-то для полного счастья не хватает. Вступает послушное чадо в ряды воришек, зачастую прекрасно осознавая, что совершает непристойный поступок и при этом дружит со своей совестью. А когда он начинает понимать, что «такое хорошо и что такое плохо»?

Как быть, если трёхлетнее чадо без пригляда родителей зацепило в магазине с полки заветный чупа-чупс и довольное, уверенное в себе шурует мимо кассы? Понимает ли ребёнок, что в этот момент совершает плохой поступок или это для него норма? В таких случаях никому не приходит в голову сразу клеить малышу штамп «вор».

Понимание того, как разделять «моё» и «чужое» обычно появляется после трёх лет. В этот период развивается самосознание, до него мы пытаемся достучаться, когда находим в кармане детской куртки чужого робота, добровольно подарить которого хозяин игрушки ну никак не мог.

Уличали ли вы своих детей, что они таскают конфеты, запрятанные от них подальше?

Наши следопыты нюхом чувствуют, где таится заветный кулёчек и с каждой новой попыткой стащить то, что запрещено, становятся аккуратней, тщательно заметая следы. Пакетик завязывается на тот же самый «морской» узел, кладётся точно туда же, откуда был приватизирован на время.

Называем ли мы это воровством? Наверное, да, ведь в таких случаях часто укоряем сладкоежку, что брать без спроса нехорошо, приводим примеры воришек из сказок и берём честное слово, что такое не повторится. Но в таких случаях мысли не возникает, что это может послужить поводом для более серьёзных проблем.

Причём, чем старше становятся наши дети, тем чаще такие поступки начинают ассоциироваться у нас с кражей. И возраст здесь становится той самой причинно-следственной связью между мотивом и преступлением, когда чужие вещи присваиваются осознанно.

По-серьёзному, по-взрослому, начинают воровать подростки, обычно объектом служат деньги у родителей, и это становится семейной проблемой, решить которую можно, «не вынося сор из избы».

Гораздо хуже, если объектом «для шестого пальца» станут вещи одноклассников в школе. Тут «шила в мешке не утаишь». Придётся вместе с родителями учеников и педагогами искать причины, почему именно ваш ребёнок так поступил.

Несколько ответов на одно «почему?»

Психологи говорят, что каждый первый когда-либо что-либо брал чужое без спроса, проще говоря, становился воришкой. На время или насовсем, но брал и становился. И если вы сейчас готовы утверждать, что у вас такого не было, скорее всего, вы плохо пошуршали в памяти.

Несвоевременное родительское «чужого брать нельзя» даёт почву для роста будущего воровства, которое сводится к трём основным зачем:

  1. потому что вопреки бунтующей совести есть навязчивое желание владеть понравившейся вещью,
  2. потому что сложилась психологическая неудовлетворённость,
  3. потому что не хватает силы воли и не привиты нравственные ценности.

Ну о-о-очень хочется!

Необузданное желание поиметь у себя именно вот это, и ты не устоял! В этих поступках признаются редко, да и случаются они обычно раз-два и не повторяются. И главные отличия у такого поведения – понимаю, что нехорошо, но искушение берёт верх над разумом. Поддаться на провокацию помогают соблазны – оставленные на виду привлекательные вещи или деньги, и тогда ребёнок с бесконтрольным желанием на «хочу» не может сказать «нет».

При этом детский мозг находит всяческие оправдания осознанному поступку. Если вы ползали по чужим садам и огородам – это как раз тот повод сказать, с вами случалось такое мелкое воровство, которое пусть и называют зачастую обычным хулиганством.

Краду для самоутверждения

Обратить на себя внимание можно разными способами. Зачем дети крадут у родителей деньги? Да часто просто чтобы удивить друзей, накупить им конфет и наестся до отвала. Или приобрести заветный гаджет, чтобы понтануться, говоря подростковым языком, перед сверстниками – вот, смотрите, у меня тоже есть! Покупая друзей, обделённые вниманием дети повышают значимость в обществе.

Свобода выбора

Вот скажите, диктует ли нам, взрослым, в магазине кто-нибудь, покупать новую вещь или нет. Мы, конечно же, решаем сами: берём кошелёк и с чувством удовлетворённости несём приобретённую новинку домой. А что делать детям, когда на просьбу карманных денег они получают в ответ: «У тебя всё есть, зачем тебе. Я тебе куплю!»

Но ведь для подросшего ребёнка это важно – тратить самому, даже пусть на всякую ерунду. И он начинает искать, где взять немножко денег, пытается отчаянно накопить, а если не получается, может и позаимствовать.

Психологически неудовлетворён

Как часто дети делают что-то назло или из мести. Чем не повод отомстить родителям, у которых нет на него времени, забрав часть денежных средств. А почему бы не взять вещь у одноклассника и стать для семьи плохим?! Пусть их вызовут к директору и ругают, как они ругают дома меня! Избыточный контроль тоже может стать причиной краж – такой способ ребёнок выбирает в качестве протеста.

Мишень для вымогательства

Не нужно исключать, что иногда воровать деньги из дома подростки начинают для старшеклассников. Угрозы и запугивание – причина недостойного поступка.

За компанию

Попав в непростое окружение, которое подворовывает и вымогает деньги у других, подростки совершают кражи за компанию, чтобы не прослыть слабаком и пройти «проверку».

Пробелы воспитания

Вы улыбаетесь, когда малыш из детсада притащил чужую игрушку – какое недоразумение! Спустя какое-то время он принёс что-то поважнее – какой предприимчивый! Ожидайте плоды своих улыбок – ребёнок привык, что чужое брать можно.

По горячим следам

Какие наши первые действия, когда юный воришка попался? Крики, вопли, требование всё рассказать и признаться в том, что было и не было. А вот совет психолога совершенно другой: главное – спокойствие, без паники!


Как избежать воровства?

  1. Во-первых, прививайте понятие своего и чужого как можно раньше, не забывая объяснять про ответственность: взял чужое – верни, что-то испортил – возмести ущерб, кого-то обманул – расскажи правду.
  2. Во-вторых, всегда живите по формуле: «Люби и доверяй», давая понять, что ребёнок – это часть вашей жизни. Задушевные беседы чаще проливают свет на проблему и позволяют предотвратить непоправимое.
  3. В-третьих, давайте детям карманные деньги в том количестве, в каком считаете нужным. При этом научитесь разумно отказывать, когда «наглость не знает границ».

И, конечно, как всегда в любой детской проблеме оглядывайтесь на себя. Любите заглянуть в детский личный дневник или прошерстить его телефон, не уважая чужую собственность? Чего же вы ждёте взамен?

Время от времени приносите с работы «завалявшуюся» пачечку бумаги или ставшие вдруг бесхозными дырокол или степлер? Не удивляйтесь, что рано или поздно ребёнок начнёт таскать из школы «ничьи» ручки и карандаши.

А вы сталкивались с детским воровством? Или может в юности грешили этим сами? Хотелось бы услышать ваши истории в комментариях, ведь пути из сложных ситуаций проще искать сообща.

На новости блога не забыли подписаться? Хорошо! Теперь вы точно не пропустите выход новых интересных статей)

Отличной погоды в доме вам!

Евгения Климкович!

Практически каждый ребенок хоть раз в своей жизни взял что-то чужое.

Так утверждают специалисты. Вспомните хотя бы свое детство: неужели ни разу после прогулки в кармане не оказывалась чья-то куколка, а родительские кошельки не страдали от ваших набегов?

Наверное, есть дети, которые ни разу в жизни не позарились на вещь, которая им не принадлежит. Низкий поклон их родителям! Ведь именно от воспитания, позиционирования мира и количества зависит, будет ли ребенок «подворовывать».

Практически каждый родитель, столкнувшийся с такой неприятной ситуацией, сам чувствует замешательство, не зная, как ему реагировать на происходящее.

Мой ребенок - болен?

Взрослые настолько переживают, что ребенок растет не таким идеальным, как им хотелось бы, что сразу же приписывают своему чаду какие-то болезни. «С ним вообще все нормально?» - зачастую первый родительский вопрос в кабинете психолога.

И совсем маме с папой невдомек, что их подрастающий отпрыск очень страдает из-за совершенного им проступка . Дети не всегда, осознают всю глубину своих страданий, но так уж устроена наша психика: зачеркивать в сознании то, что очень болезненно для восприятия.

Болезнью детское воровство можно назвать, если налицо - клептомания, то есть, воровство систематическое, не поддающееся контролю и без материальной выгоды для себя. Такое расстройство должен лечить психиатр. Но настоящая клептомания встречается довольно редко .

Дарья Селиванова, детский психолог: «Нужно смотреть на детское воровство не как на серьезный проступок, а как на проблему, от которой ребенок страдает. Так ребенок подает сигнал, что с ним, его отношениями с миром или с вами что-то не в порядке. Очень хорошо, что вы заметили проблему в таком возрасте. Так вы сможете разобраться в ее причине довольно рано. Лучше решить проблему сейчас, чем потом эта ситуация выльется в нечто более серьезное, вплоть до проблем с законом» .

Причины детского воровства

В возрасте 6-7 лет ребенок становится очень зависимым от сверстников, их отношения к нему. Отпрыск может сознательно и целенаправленно достигать желаемого, используя быстрые и доступные для этого способы. Очень часто преследуемая цель для него намного важнее страха наказания за проступок . Например, ребенку захочется повысить свое самоуважение и получить признание одноклассников, угостив их сладостями, деньги на которые он украл из родительского кошелька.

Здесь важно обратить внимание на причину воровства - недостаточно развитые навыки общения или низкая самооценка . Родителям нужно обсудить с чадом, что такое настоящая дружба, как правильно знакомиться и общаться со сверстниками, как заинтересовать их. Можете проиграть с ребенком соответствующие ситуации.

Еще одной причиной детских краж может стать желание кому-то отомстить . Например, забрать у Сережи машинку за то, что «он меня обидел» или порисовать маминой помадой на обоях, чтобы в следующий раз она знала, как отказываться покупать игрушку. Ребенок хорошо понимает, что он делает и зачем. Вам нужно поговорить с ребенком, убедить его, что так делать не нужно, проиграть конфликтные ситуации.

Никогда не обвиняйте свое чадо в воровстве, не называйте его воришкой и не реагируйте очень остро на его поступок. Это очень повлияет на решение проблемы

У деток 8-10 лет попытки воровства появляются из-за недостаточного развития волевой сферы. Ребенок не может ответить отказом на свое «хочу!». Ему очень сложно справиться с соблазном, хоть это и не значит, что ему не стыдно за свой поступок.

Родителям в таком случае стоит дать ребенку больше свободы действий . Не нужно делать за него то, с чем отпрыск вполне может справиться самостоятельно. Пусть он сам предлагает для себя цели и выполняет их. Начните с плана на день или . Не нужно менять его программу, дайте ребенку реализовать все задуманное. Так вы развиваете в своем чаде самостоятельность и умение добиваться поставленных целей.

Как отучить ребенка воровать

Этот путь довольно непростой, и давайте пройдем его вместе.

Реагируйте спокойно . Конечно, мы понимаем всю нахлынувшую злость и разочарование, но подавите их в себе. Не устраивайте скандалов, не бейте и даже не кричите на ребенка. Это лишь усугубит возникшую проблему. Лучше поговорите с ним в спокойной обстановке, обсудите, что произошло, где и когда, с кем был ребенок и как это всё случилось. К сожалению, чаще всего, вопрос «Зачем ты это сделал?» остается без ответа.

Запомните: никогда не обвиняйте свое чадо в воровстве, не называйте его воришкой и не реагируйте очень остро на его поступок. Вы будете расстроены и рассержены, но попытайтесь держаться спокойно. Это очень повлияет на решение проблемы.

Задумайтесь, не было ли недавно перемен в семье (переезд, развод, рождение еще одного ребенка): может, отпрыску просто не хватает вашего внимания? Возможно, ребенок еще не усвоил такие понятия как честность, собственность и необходимость спрашивать разрешения перед тем, как что-либо взять. Объясните еще раз ему эти понятия, проиграйте их, и помните, что родители должны показывать детям пример. Может, у вас в семье нестрогие правила насчет собственности?

Объясните, почему воровать плохо . Не нужно читать нотации, просто изложите свое видение важности честности. «Мы не берем чужие вещи, потому что мы доверяем друг другу. Я надеюсь, ты всегда будешь честным, будешь уважать собственность других людей и не станешь брать чужие вещи без разрешения». Можете обсудить с ним возможные последствия воровства (плохая репутация, потеря друзей, проблемы с законом).

Расскажите о своих чувствах . Очень часто дети не осознают, сколько боли приносят другим людям. Скажите, что вы бы очень расстроились, если бы пропала любимая помада. Предложите чаду представить его чувства при пропаже любимой игрушки или карманных денег.

Настаивайте на исправлении ситуации . Требуйте от ребенка, чтобы он вернул украденную вещь и извинился перед хозяином этой самой вещи. При этом давайте ему понять, что вы всегда будете рядом, будете сопровождать чадо и поддерживать его. Если отпрыск украл что-то из магазина, предварительно поговорите с его владельцем, чтобы он добродушно простил ребенка за проступок. Если вещь уже испорчена и ее нельзя вернуть, пусть оплатит стоимость из своих карманных денег.

Интересный факт . В мире около 50% всех краж велосипедов, денег из банкоматов и вещей из магазинов совершают дети. Вопреки мнению общества, такое поведение в юном возрасте не мешает им вырасти законопослушными и добропорядочными гражданами.

Станьте внимательнее к своему отпрыску, уделяйте ему как можно больше времени , проявляйте свою любовь, заботу к нему. Разговаривайте только об уроках и уборке в комнате! Ведь наши дети делают все только из любви к нам и в погоне за нашим вниманием.

Если ситуация никак не разрешается, обратитесь к . Но помните, что клептомания встречается не часто, и излечиться от нее не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

В который раз убеждаемся, что все проблемы у детей возникают потому, что мы не уделяем им достаточного внимания. Любите и цените своих деток!

Почти каждый ребенок хотя бы один раз в жизни пробует взять не принадлежащую ему понравившуюся вещь. Во многом от реакции взрослых зависит, чем станет для ребенка эта ситуация — новой ступенькой в понимании границ и правил человеческого общения или представлением о себе как о преступнике.

Обычно под воровством родители понимают фактически каждый случай, когда их ребенок (особенно приемный!) без спросу берет чужую вещь. Очень важно для взрослых помнить, что воровство как таковое имеет ряд принципиальных признаков, которые будут рассмотрены ниже, и не надо торопиться с «ярлыками» и с трагическими выводами.

Почему ребенок берет чужое: 8 причин

Причин того, что ребенок берет без спроса не принадлежащие ему вещи или ценности, может быть достаточно много. Назовем их.

Неосведомленность. До определенного возраста дети не владеют понятиями «свое» и «чужое». Если никто из взрослых не ставил специально задачу научить ребенка следовать правилу «чужое без спроса брать нельзя», то вплоть до выхода в широкую социальную действительность (обычно это школьный возраст) ребенок может иметь весьма смутные представления о «собственности».

Дети, растущие в детском доме, не имеют «своего» и, соответственно, не понимают, что такое «чужое». При общественном укладе жизни все вокруг общее, поэтому взять без разрешения вовсе не значит «украсть». Наоборот, «кто первый взял, того и тапки». Кроме того, у детей из детского дома или из неблагополучной семьи иные представления о деньгах, их ценности и о том, откуда они берутся, чем у их приемных родителей. Разница в представлениях, опыте и моральных нормах приводит к тому, что с точки зрения ребенка будет непонятна сила переживаний приемной семьи в случае, если он «просто взял» то, что ему приглянулось.

Клептомания , которой опасаются некоторые родители, слышавшие о таком психическом нарушении, — это не особенность детей из неблагополучных семей, а болезнь. Заболевание это достаточно редкое, генетически не наследуемое и от социального происхождения не зависящее. Диагностируют его психиатры. За многолетнюю практику работы с приемными детьми авторы данной книги не сталкивались с ней ни разу, хотя достаточно много имели дело с невротическим и прочими формами «детского воровства».

Невротическое воровство. Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, не уверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку. Это своего рода попытка заполнить «черную дыру» беспокойства, вызванного дефицитом любви в прошлом, обычно в раннем детстве.

Удовольствие, связанное с чувством риска, азартом и присвоением желаемого временно заполняет внутреннюю пустоту. Но поскольку это лишь замещение реальной потребности, оно насыщает ненадолго. После пережитых эмоций наступает желанное успокоение, тревога на время отпускает. Однако позже она возникает вновь, усугубленная чувством вины и ощущением, что «я плохой».

В некоторых случаях дети в семьях, в которых между родителями плохие отношения, бессознательно могут использовать «трудное поведение», в том числе и воровство, как способ объединить родителей.

Демонстративное воровство. Ребенок намеренно нарушает запрет не брать что-либо, хотя прекрасно понимает, что попадется — он словно делает «назло». После раскрытия кражи ведет себя вызывающе, хамит, отпирается, врет в глаза. Скорее всего, это так называемое «протестное поведение». Возможно, ребенок проверяет границы: а что сделают взрослые? И одновременно бросает им вызов: «А ничего вы со мной не сделаете!». Это своего рода борьба за контроль, попытки померяться силами со взрослыми.

Некоторые дети в период адаптации в приемной семье могут таким образом проверять границы и степень надежности отношений: не вернут ли его из семьи в детский дом. Тем более что у некоторых это подкреплено реальным опытом, когда от них отказывались за подобные проступки.

Возможно также, что ребенок таким способом «выбивает» особое внимание к себе. Некоторые дети, лишенные любви и заботы, приходят к выводу, что единственный способ привлечь внимание взрослого — разозлить его. Наказание их меньше пугает, чем безразличие. Причем за безразличие они порой принимают обычную сдержанность, особенно если привыкли к крику и побоям.

Повышение значимости. Порой дети связывают наличие каких-либо вещей с чувством собственной значимости, уверенности в себе. Зависть к вещам — проявление чувства собственной малоценности, которая часто бывает у детей, отвергнутых кровными родителями. В подростковой среде жесткие правила: если у тебя нет того, что есть «у всех наших», ты — «лох», изгой, «белая ворона». То есть для подростков обладание чем-то — еще и способ избежать насмешек и травли, которых они боятся панически. Если ребенок со счастливым детством и прочным домашним «тылом» за спиной чаще способен справиться с такой ситуацией, то приемный ребенок пасует перед социальным отвержением.

Шантаж. Воровать ребенка могут заставлять более сильные сверстники или старшие дети. Это может быть как условие принятия в группу («тебе слабо?!», «ты маленький мальчик, маменькин сынок?»), так и непосредственные угрозы физической расправы, откупиться от которой ребенок может деньгами или вещами.

Научение. Дети, жившие в неблагополучных семьях, делают то же, что делают взрослые. Например, если взрослые промышляли воровством, то для ребенка это было обычной жизненной ситуацией.

Кроме того, для детей повторение действий кровных родителей в некоторых случаях может быть способом сохранения семейной идентичности, привязанности к своей семье: «Я поступаю, как папа».

Собственно воровством можно считать спланированное присвоение чужого имущества ради его материальной ценности, в случае, когда человек знает о социальном и моральном запрете на такие действия, осознает степень вреда для жертв кражи и возможность наказания для себя. Важно также учитывать возраст человека и его способность понимать свои действия и контролировать их.

Почему приемный ребенок ворует

Получается, что во многих случаях, когда ребенок берет чужое, это не является воровством. Переживания взрослых могут быть вызваны не столько самим поступком ребенка, сколько их собственными страхами или особенностями социальной ситуации, например, когда окружающие осуждают семью и ребенка.

Опасения, что воровство связано именно с тем, что ребенок приемный, имеют под собой основания. Только . Моральное развитие непосредственно связано с опытом благополучной привязанности. В основе «голоса совести» лежит не столько страх наказания, сколько боязнь утраты любви и уважения близких, а также способность сочувствовать другим людям.

Большинство детей, воспитывающихся в благополучных собственных семьях, к старшему дошкольному возрасту знают о том, что такое «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Однако сначала они просто «не хотят расстраивать маму», «не хотят поссориться с папой». Следовать моральным нормам самостоятельно и осознанно, по «внутреннему закону совести», дети становятся способны значительно позже, примерно к 12 годам.

Кроме того, способность контролировать себя, свои спонтанные побуждения, в том числе взять желаемое, формируется также примерно к этому возрасту. Это связано не только с социальным и интеллектуальным развитием ребенка, но и с развитием его нервной системы.

Если же у ребенка раннее детство было неблагополучным, бывают задержки и в развитии совести: ему трудно сочувствовать другим и беречь их чувства, потому что у него не было такого опыта. У него не было отношений, которыми он бы дорожил больше всего на свете, поэтому сиюминутная ценность понравившейся вещи оказывается на первом плане.

Задержки в интеллектуальном развитии, повышенная тревожность и нестабильность нервной системы — это и все вышеперечисленное означает, что для приемных детей может потребоваться, во-первых, значительно больше времени для того, чтобы научиться правильному поведению, а во-вторых, дольше требуется внешний контроль со стороны взрослых. Под «контролем» подразумевается не подозрительность в отношении ребенка и враждебное отношение к нему, а создание системы четких требований и поддержки ребенка в процессе усвоения новых правил жизни.

Кроме того, если причиной присвоения чужого является не меркантильность, а иные описанные выше причины, нужно бороться не с внешним проявлением проблемы, а с ее источником. Решать проблемы невротизации, утраты, желания ребенка сохранить связь со своей кровной семьей и т.д. Тогда проблема «воровства» со временем исчезнет за ненадобностью, поскольку будет найден другой, более удачный способ решения реальных трудностей, существовавших в жизни ребенка.

Ребенка поймали на воровстве. Что делать родителям?

Осознавать реальный эффект своих действий. Сталкиваясь с трудным поведением ребенка, особенно изо дня в день, взрослые могут испытывать разные чувства, иной раз даже срываться. Но если речь идет об осознанном поведении взрослого человека, необходимо спросить себя: какова моя цель? Какую информацию получит от меня ребенок? Физическая расправа, безусловно, учит ребенка тому, что лучше не попадаться на своих проступках, а также тому, что когда родители в гневе, они кричат и дерутся. Но это не научит ребенка пониманию того, почему именно воровать нельзя. И уж тем более не научит его не делать этого. Скорее он научится более тщательно скрывать свои проступки от конкретных людей. Поэтому после любого эмоционального взрыва нужно начать планировать формирование изменений в поведении ребенка.

Собрать полную и непредвзятую информацию о том, что произошло. К сожалению, к детям из детского дома существует предвзятое отношение, и ребенка могут обвинить несправедливо.

Помнить, что ребенок, совершивший проступок, не преступник. Случившееся — шанс для него освоить некоторые важные правила человеческого общежития. Навешивание «ярлыков» приводит к «социальному гипнозу», лишая ребенка выбора в будущем: ведь он уже вор, чего тут думать-то?

Искать подлинные причины. Постараться понять, какова эта ситуация с точки зрения ребенка, каковы были его намерения и как он понимает результат. Для этого нужно внимательно и спокойно его выслушать. Также важно знать жизненную историю ребенка, потому что кроме того, как ребенок сам объясняет свое поведение, имеют значение объективные проблемы и особенности развития.

Учитывать возраст и особенности развития ребенка. Часто взрослые терпимо относятся к тому, что ребенок отстает в росте или в учебе, но не могут перенести задержки в развитии совести. На самом деле это такая же зона развития, как и другие. Ребенок, чей биологический возраст 12 лет, в моральном отношении может соответствовать 6 годам. И родителям, которые занимаются его , придется исходить в своих действиях из этой реальности.

Подробно и понятно объяснить ребенку, чем именно плох его поступок. Почему нельзя брать чужое без спросу, даже если хочется. Рассказать напрямую или через сказки/игру, что чувствует тот, у кого украли что-то: унижение, обиду, как ему плохо. Что теряет в отношениях с людьми тот, кто берет чужое. Объяснить, что желание взять чужое посещает в детстве всех людей, и как люди это преодолевают, и т.д.

Предложить выход из ситуации. Возмещение морального и материального ущерба (насколько это возможно) для пострадавших. Обязательно надо вместе с ребенком попросить прощения (объяснив, зачем!), при этом не позорить публично и не бросать его одного в этой ситуации. Найти способ, как сам ребенок может возместить нанесенный ущерб: вернуть, сделать своими руками новое, отдать свое взамен растраченного и т.д.

Выразить уверенность (не требовать обещаний, не угрожать, а именно выразить твердую уверенность), что в будущем ребенок научится справляться с соблазном взять чужое. Очень важно, чтобы родители четко выразили свою позицию: «Ты наш ребенок. Мы плохо относимся к этому конкретному действию, но не к тебе. Ты нам дорог, поэтому мы будем добиваться того, чтобы ты научился поступать иначе».

Своим собственным поведением выражать уважение к собственности , в том числе к вещам самого ребенка, спрашивать разрешения, не рыться в его вещах. И не провоцировать ребенка, оставляя на видном месте деньги и ценности, пока не будет уверенности в том, что ребенок научился справляться с ситуацией.

Решать подлинные проблемы ребенка, которые стоят за воровством. Если родители не могут понять, что движет ребенком, стоит обратиться к детскому психологу.

Верить в своего ребенка. Быть на его стороне не означает отрицания проблемы, но свидетельствует о том, что сам ребенок и отношения с ним для родителей важнее, чем отдельные, даже серьезные проблемы в его поведении.

И ворует? Деньги - неотъемлемая часть нашей жизни. Дети начинают понимать это с младенческих лет. Один ребенок, единожды украв, раскается и больше никогда этого не сделает. Другой, почувствовав «вкус», продолжает так же поступать, несмотря на уговоры и наказание. В этой статье попробуем разобраться в причинах воровства и в поведении родителей, чтобы избежать возможности вырастить из ребенка асоциальную личность.

Причины воровства

Большая проблема в семье, когда дети воруют. Это значит, что они страдают. Дети не всегда сами понимают свои страдания или не думают об этом. Так как слишком болезненно воспринимают свое неадекватное поведение. Если ребенок начал воровать, то этот сигнал тревоги нельзя пропустить. Скрывая или отвергая мысль о том, что появляющиеся в доме вещи, якобы найденные на улице или подаренные другом, ребенок на самом деле просто украл, родители теряют момент искоренения пагубной привычки на корню. Первая задача родителей - узнать, почему дети воруют и как отучить ребенка от этого.

Неправильная модель поведения мам и пап проявляется в отсутствии видения ими плохого поведения малыша. Некоторые считают ничего не значащим поступком, если ребенок взял чужую вещь. За своей работой родители не видят изменения в поведении своего чада, его возросших потребностей. Это проявление общей педагогической неграмотности.

Почему малыш ворует? Вариантов детского воровства несколько:

  • Ребенок делает это только иногда. Он тащит всякую мелочевку, но только в подходящей ситуации.
  • Ребенок, несмотря на скандалы, физическое и моральное наказание, ворует часто, все подряд, в разнообразных ситуациях.

В первом варианте есть возможность, что при благоприятной обстановке воровство сойдет на нет. Во втором - налицо потеря времени в воспитании ребенка. Существует опасность, что ребенок вырастет асоциальной личностью. На практике такие дети уже не совсем контролируют свои позывы украсть. Но проблемы проявляются не только в этом. Не ладится учеба, нет понимания в отношениях с ровесниками, нет желания вообще что-то делать. Это означает, что потерян волевой контроль. Во время школьного кризиса, с 7-8 лет, у ребенка вырастают потребности, неконтролируемое желание иметь определенную вещь усиливается.

Пример взрослых

Ребенок в подростковом возрасте чаще копирует своих «предков». Именно по этой причине дети родителей, находящихся в местах заключения за кражу, лезут в карман рядом стоящего человека. К сожалению, такое случается крайне часто.

Геройский или постыдный поступок?

Как отучить ребенка 8 лет воровать? Чаще всего он ворует отнюдь не потому, что очень нуждается и ему не хватает карманных денег. Причиной может стать желание выделиться среди своих друзей, получить от них одобрение, показаться более крутым. Не секрет, что в воровстве дети не видят криминала. В своей среде это принимается за «ловкость рук». Такое поведение одобряется собравшимися в группу детьми, особенно в подростковом возрасте. Именно стадный инстинкт чаще всего подталкивает ребенка из благополучной в финансовом плане семьи на совершение кражи. Рассказы о «геройском поступке» - воровстве лидера дворового сообщества, провоцируют на эти же подвиги других, более безвольных детей. Детям интересно находиться в окружении сильных ребят. Если самооценка ребенка занижена, он будет воровать и хвастаться этим только по той причине, чтобы не показаться слабаком.

Если ребенку в детстве не объяснили, «что такое хорошо и что такое плохо», не научили нормам морали, подкрепляя все это своим поведением, ребенка как личность можно потерять навсегда. Дети - это сырец, из которого лепится самодостаточная личность. Психологами изучалась ситуация, когда воровством занимается ребенок обеспеченных родителей, семья которого вполне может показаться образцовой, но проблема есть, и ее надо решать. Ошибка родителей в воспитании начинается в тот момент, когда они при принесенной из садика, умиляются его предприимчивости. Родители таким поведением дают ребенку добро на то, что чужое можно брать.

Вымогательство

Не секрет, что старшие дети могут отбирать у младших деньги. Ребенок, который не имеет доверительных отношений с родителями, впоследствии может не только воровать деньги, но и выносить из дома вещи.

Что ребенок стал жертвой вымогательства, можно определить по его поведению. Он изворачивается, обманывает, плачет. Если в семье нет доверительных отношений, он будет скрывать, что его заставляют воровать. С одной стороны, он боится непонимания своих родителей и неправильного реагирования на это, с другой - угроз и избиения со стороны сверстников. Если шантаж все-таки выявится, когда ребенку за непослушание грозит физическая расправа, в ситуацию должны вмешаться правоохранительные органы.

Мотив воровства из лучших побуждений несколько отличается от других причин. Не имея возможности сделать близкому другу или родственнику подарок, он может пойти на неблаговидный поступок. В детстве еще не полностью сформированы нравственные правила жизни. Возникшее желание сделать подарок посредством воровства еще не тормозится жизненными устоями.

Разновидность воровства - импульсивное

О том, как отучить ребенка воровать деньги, мы расскажем далее. Сначала рассмотрим виды данного явления. Несмотря на разные причины возникновения воровства, психологи выявили несколько его разновидностей.

Иногда ребенку сложно устоять перед открыто лежащей, желанной вещью. Это считается импульсивным воровством. Ребенок понимает, что это плохо, что воровать нельзя, но соблазн велик, а психика еще не устоявшаяся. Ребенку трудно сопротивляться возникшему желанию обладать этой вещью. Стыд отходит на второй план.

Протест как причина воровства

Причиной воровства в виде протеса является заброшенность ребенка в семье. Родители мало общаются со своим чадом, увлечены работой, хобби, отдыхом, а ребенок не вписывается в эти планы. Возможно, ребенка любят, но он не чувствует любви. Одиночество становится невыносимым. Ненужность его присутствия в жизни родителей оказывает тяжелое последствие на развитие его психики. Из-за желания обратить внимание мамы или папы на свое существование, ребенок начинает воровать. Чем ярче проявление родителей на его поступок (крики, скандал, слезы, физическое наказание), тем чаще будет возникать потребность украсть, чтобы родители про это узнали. Ведь впоследствии он на какое-то время становится центром внимания своих родителей. Они вспоминают о его существовании. Протестные причины воровства могут быть также от большого количество запретов в семье. Если желание ребенка иметь карманные деньги на свои нужды зарубается на корню, он обязательно начнет воровать. Такие поступки в этом случае являются борьбой за независимость, пусть даже в таком искаженном виде.

Ребенок из бедной семьи не может похвастаться перед сверстниками современным телефоном. Потому может стать предметом насмешек со стороны более обеспеченных детей. Чтобы избежать этого, ребенок может пойти на воровство денег своих родителей, тем самым неосознанно мстить им за отсутствие финансового благополучия в своей жизни. Виновниками этого он считает своих родителей-неудачников.

Клептомания у детей

Единственное воровство, считающееся болезнью - это клептомания. Желание украсть не поддается контролю даже у детей с четко установленными нормами морали. Целью такого воровства не является получение материальной выгоды. Это психическое расстройство, наличие которого может определить только специалист - психиатр. Болезнь требует обязательного медикаментозного лечения вместе с наблюдением психотерапевта за течением патологии.

Как отучить ребенка воровать и врать? Что делать нельзя?

Рассмотрим действия, которые родители не должны делать ни в коем случае. Иногда мамы и папы в своем желании отучить ребенка от пагубной привычки действуют за гранью разумного. Так как отучить ребенка воровать деньги? Совет психолога звучит так: «Нельзя ругать ни в коем случае!» Угрозы посадить ребенка в тюрьму, вызвать полицию, рассказать всем о его поступке ни к чему хорошему не приведут. В этот момент дети, как никогда, нуждаются в любви, понимании и поддержке своих родителей. Не угрожайте, не возмущайтесь, не обзывайте преступником и т. п. словами. Навешивание таких серьезных ярлыков может серьезно нарушить неокрепшую психику ребенка и озлобить его душу. Как отучить ребенка воровать и не навредить ему? Давайте рассмотрим то, что родителям делать нельзя:

  1. Сравнение не в пользу ребенка с другими детьми тоже ничего хорошего не сулит ему для его будущего. Какой ребенок плохой, как противен его поступок, в отличие от соседнего малыша-ангела. Это не те слова, которые ждет от своих родителей малыш. Впоследствии это приведет к стойкому убеждению ребенка в своей никчемности, унизит его самооценку. Это впоследствии скажется на основном выборе направления его жизни. Это также может стать причиной продолжения желания воровать.
  2. Нельзя разбирать проблему воровства при посторонних людях. Если воровство выявилось в гостях или где-то в общественном месте, то не устраивайте разборки прямо там. Такое деяние обсуждается только в привычной для ребенка домашней обстановке, тихим голосом.
  3. Если ребенок сказал, что никогда больше такое не повторится, ни в коем случае нельзя возвращаться к обсуждению проблемы воровства до нового его выявления. Тем самым ребенку дают понять, что ему верят и любят.

Ребенок ворует. Причины и способы борьбы с этим неблаговидным поступком

Выявление причины воровства и краж - одно из самых главных действий для устранения воровства в будущем. В этой статье уже обсуждались причины такого поведения детей. Как отучить ребенка воровать деньги у родителей? Каждая причина требует своего уникального разбирательства:

  1. Если причиной является плохая компания, то, значит, надо мягко подвести ребенка к мысли о том, что таких друзей в его жизни быть не должно.
  2. Ваш ребенок обеспечен материально, но ему не хватает душевного тепла мамы и папы, значит, дайте ему это в достатке. Восполните пробел в любви к нему. Покажите своими действиями, как он дорог именно такой. Его поступок никак не отразится на вашей любви к этому маленькому существу.
  3. Вы поняли сами или в этом признался ребенок, что его шантажируют и вымогают деньги. Что делать? Ваши действия зависят от возраста вашего чада. Если он ученик начальных классов, а вымогатели старшеклассники этой школы, то как поступить? Возможно, будет достаточно обращения к директору школы с претензией на отсутствие безопасности нахождения вашего чада здесь. Если ребенок сам является старшеклассником, а вымогателями являются его одноклассники или сверстники из другого класса или школы, тогда эту проблему может решить старший брат или отец. Взрослый человек должен встретиться с шантажистами и жестко решить проблему. Если и после этого ребенок приходит домой подавленным и побитым, то только обращение в полицию приведет к нужному результату.
  4. Если причиной воровства стало желание сделать подарок маме, а денег на это не было и ребенок выбрал такой способ его покупки, что делать? Ему надо мягко объяснить, как мама рада, что он помнит о ее дне рождения, как она любит такого сына (или дочь). Но в то же время сказать о том, что, если бы презент был сделан своими руками, для не это было бы гораздо приятнее, чем принимать презент, зная, каким способом он приобретен.

Как отучить ребенка воровать? Обязательное выяснение отношения чада к своему поступку является одним из гарантов отсутствия таких его действий в будущем. Вы с вашим ребенком обязательно должны вернуть украденную вещь хозяину. Объяснение его поступка при возврате не должно обсуждаться с посторонними. Ведь это мог быть случайный, импульсивный поступок.

Воровство игрушек

Если ребенок ворует деньги у родителей, как поступить? Реакция на выявление воровства у мамы с папой должна быть адекватной. То есть соизмеримой с поступком и возрастом ребенка.

Например, многим интересно, как отучить ребенка воровать игрушки. В данном случае психологи советуют предоставить ему возможность выйти из создавшегося положения самостоятельно. Например, мы имеем дело с малышом, который первый раз уличен в воровстве. Если мама убеждена, что именно ее ребенок взял чужую игрушку, надо дать возможность ее вернуть незаметно. Малыш интуитивно понимает, что совершил неправильный поступок. Но ему стыдно открыто сказать об этом. Поэтому подскажите ему: «Наверно, домовой захотел поиграть с этой машинкой? Давай уговорим его отдать ее». Также обязательным психологическим приемом является убеждение ребенка рассказать подробно, как это случилось. Вина обязательно должна быть доказана. Нет гарантии, что вашего сына или дочь обвиняют в краже обоснованно. На ребенка благотворно повлияют ваши попытки защитить его. Плохой признак, если при всем доказанном он врет и изворачивается, чтобы уйти от ответственности. В том случае надо донести до него невозможность такого поведения. Обман недопустим по отношению к другим людям. Принципы ответственности за проступки никто не отменял. Ваш ребенок должен усвоить жизненный порядок: если украл - должен вернуть, если нанес вред - возместить его, если обманул человека - сказать правду. Но ни в коем случае нельзя выбивать признание. Тогда установление причины проступка будет невозможным. Раскаяние и признание должны быть добровольными и вызывать удовольствие от сделанного.

В будущем надо добиваться, чтобы ребенок спрашивал разрешения у взрослых перед тем, как брать определенную вещь.

Не отталкивайте ребенка!

По данной теме психологи дают советы. Как отучить ребенка воровать, чтобы это было для него безболезненно? Не отталкивай его от себя. Ситуации, когда стало известно о его неблаговидном поступке, требуют от него мобилизации всех душевных сил. Сейчас ему требуется ваша забота и любовь, как никогда. Душевные беседы о его жизни, стремлениях помогут пережить его «падение» вместе с мамой и папой. Разделение душевной боли с близкими людьми поможет ребенку избежать душевной травмы.

Сейчас никак нельзя оставить сложившуюся ситуацию без присмотра. Как отучить ребенка воровать? Совет психолога по данном вопросу звучит так: внимательно следите за его окружением, больше общайтесь с классным руководителем и воспитателем. Ребенок много времени проводит в школе или детском саду. Поэтому они смогут увидеть изменения в его поведении. Нельзя не реагировать на появление у ребенка чужих вещей. Общеизвестно, что дети младшего возраста имеют привычку меняться игрушками. Но если он приносит из садика дорогие вещи, это служит поводом выяснить причину их появления. Детей старшего возраста надо учить копить деньги на вещь, которую они хотят приобрести. Это могут быть денежные подарки на день рождения и другие праздники. Ребенок прислушается к вашим советам не транжирить полученные средства, если его убедить, что реально их накопить и купить то, что хочется.

Как отучить ребенка воровать у родителей? В семье оба родителя должны вести одну линию воспитания. Отношение ко всем детям в семье должно быть одинаковым. Только в этих случаях вы будете уверены, что в будущем они не будут испытывать негатива друг к другу. Все обиды между близкими родственниками имеют корни из детства.