Программа патриотического воспитания рф

I. Введение

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (далее - Программа) является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.

Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.

В стране в основном создана система патриотического воспитания граждан.

В большинстве субъектов Российской Федерации образованы и работают региональные координационные советы и центры патриотического воспитания. Приняты и реализуются долгосрочные ведомственные и региональные программы патриотического воспитания, нормативные правовые акты в области патриотического воспитания, а также созданы условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения патриотического воспитания.

Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев.

Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание молодежи. Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы. В деятельности органов государственной власти широко внедряются инновации в воспитательной работе. В системе патриотического воспитания граждан возрастает роль трудовых коллективов. Улучшается работа со студенческой молодежью. Молодые люди активно работают в общественных объединениях, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание граждан.

Организованы подготовка и переподготовка организаторов и специалистов патриотического воспитания.

В результате проведенной работы уровень патриотического сознания граждан Российской Федерации повышается.

Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания необходимы совершенствование законодательства Российской Федерации в этой области, модернизация материально-технической базы патриотического воспитания, повышение уровня его организационно-методического обеспечения, повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания, развитие системы патриотического воспитания в трудовых коллективах, более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, культуры и более широкое использование возможностей сети Интернет для решения задач патриотического воспитания.

Решение этих и других проблем предполагается осуществить в рамках Программы.

II. Цель и задачи Программы

Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

    повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания;

    совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан;

    формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву;

    внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;

    повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания;

    развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях.

Решение указанных задач предполагается осуществлять путем реализации мероприятий Программы согласно приложению № 1 .

III. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы основывается на дальнейшем совершенствовании форм и методов работы институтов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций по осуществлению государственной политики в области патриотического воспитания граждан, пропаганды патриотизма в средствах массовой информации и консолидации деятельности всех структур гражданского общества.

Организационное сопровождение Программы осуществляет Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации.

Головными исполнителями Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации, которые осуществляют следующие функции:

    разрабатывают ведомственные программы патриотического воспитания (с указанием конкретных работ по выполнению Программы, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования);

    организуют и проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации ведомственных программ патриотического воспитания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    обеспечивают реализацию ведомственных программ патриотического воспитания.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - соисполнители мероприятий по реализации Программы разрабатывают свои ведомственные (региональные) программы (планы) патриотического воспитания и организуют их выполнение.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют руководство процессом патриотического воспитания в пределах своих полномочий и объединяют свои усилия для обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания в целом.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем финансирования Программы в 2011-2015 годах составит 777,2 млн. рублей, в том числе 596,75 млн. рублей за счет средств федерального бюджета и 180,45 млн. рублей за счет средств внебюджетных источников, выделяемых из фондов творческих союзов, организаций культуры, спортивных и других организаций, участвующих в патриотическом воспитании, а также средств юридических и физических лиц, поступающих в порядке безвозмездной помощи, шефства и спонсорства.

Федеральные органы исполнительной власти и организации, указанные первыми в графе «Исполнитель» приложения № 1 к Программе, являются исполнителями мероприятий по реализации Программы и обеспечивают выполнение этих мероприятий в пределах бюджетных ассигнований согласно указанному приложению.

Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Программы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущую деятельность федеральных органов исполнительной власти - исполнителей мероприятий по реализации Программы, на соответствующий финансовый год согласно приложению № 2 .

V. Ожидаемые результаты реализации Программы

Важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный анализ ее состояния на основе обобщенных оценочных показателей согласно приложению № 3 .

Эти показатели позволяют определить не только состояние патриотического воспитания в целом, но и отдельные стороны этой работы.

Конечным результатом реализации Программы предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6 ИМЕНИ АДМИРАЛА А. П. АВИНОВА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД КАСИМОВ

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СШ №6»

_______________И.Е.Голубева

Программа патриотического воспитания учащихся

«Я – гражданин России»

на 2016-2020 годы

г.Касимов

Пояснительная записка

к Программе «Я – гражданин России» на 2016–2020 годы.

Введение:

Программа «Я – гражданин России» на 2016–2020 годы разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015г. № 1493 « О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"», в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", и с учётом предложений муниципальных органов исполнительной власти: администрации города, управления образованием, комитета по делам молодёжи и туризма, управления по физической культуре и спорту, Совета Ветеранов.

Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся МБОУ «СШ №6».

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодёжи:

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

За последние годы в России значительно ослаблена работа по патриотическому воспитанию граждан. Этому во многом способствуют такие явления последнего времени: экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, снижение воспитательного воздействия культуры, искусства и образования; насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации и печати; обострение межнациональной розни. Разрушение системы патриотического воспитания привело к тому, что происходит постепенная утрата обществом патриотического сознания, нравственных и этических ориентиров. Утрачивается истинное значение и понимание интернационализма; получают широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам; проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать, как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, органов исполнительной власти, общественных объединений, как основу для развития идейно-патриотического воспитании граждан.

В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений, расположенных на территории города, жителей города в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в военно-патриотическом воспитании и разработана данная Программа.

Цель и задачи Программы:

Целью Программы является патриотическое воспитание учащихся МБОУ «СШ №6».

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;

изучение истории и культуры Отечества и родного края;

физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;

методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания;

консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности, жителей города в патриотическом воспитании детей.

Программа рассчитана на период с 2016 по 2020 год. В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие: ОО Союз «Чернобыль», ОО «Боевое братство», Совет ветеранов, учреждениями культуры и спорта и другими общественными объединениями.

Этапы реализации Программы

I этап: проектный – 2016 -2017 учебный год.

Цель : подготовка условий создания системы патриотического воспитания.

Задачи:

1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу по патриотическому воспитанию.

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2017-2018, 2018-2019 учебные годы .

Цель : реализация программы по патриотическому воспитанию учащихся школы.

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Обогащать содержание военно-патриотического воспитания.

3. Развивать ученическое самоуправление.

5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города .

6. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7. Проводить мониторинг реализации программы.

8. Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический – 2019-2020 учебный год.

Цель : анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы школы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3. Спланировать работу на следующий период.

Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Механизм реализации Программы:

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет педагогический совет школы. Педагогический совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители, работники соответствующих учреждений города.

Данная Программа соответствует учебной программе по курсу изучения ОБЖ и физической культуры. Программа «Я – гражданин России» может быть применена преподавателями ОБЖ и физической культуры школы, классными руководителями, руководителями кружков социально-гуманитарного направления.

Результативность реализации Программы.

Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением учащихся школы к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.

Реализация Программы в тесной взаимосвязи с органами исполнительной власти города, военным комиссариатом города, системой образования, правоохранительными органами должна способствовать в патриотическом воспитании школьников, обеспечению безопасности учащихся.

Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в школе, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного воспитания личности школьника, гражданина и патриота Родины, повышение авторитета школы.

Основные направления реализации программы

«Я – гражданин России»

на 2016–2020 годы.

1. Совершенствование процесса патриотического воспитания школьников.

Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается:

    определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе;

    обогащение содержания патриотического воспитания;

    развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

    усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин;

    воспитание гордости за Российское государство, его свершения;

    воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;

    повышение качества функционирования, как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;

2. Развитие научно-теоретических и методических основ

патриотического воспитания учащихся.

Системой мер по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания предусматривается:

    продолжение исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности;

    разработка комплекса учебных и специальных программ и методик в области патриотического воспитания;

    разработка форм, методов и средств патриотического воспитания различных категорий учащихся;

    изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.

3. Координация деятельности общественных организаций

(объединений) в интересах патриотического воспитания учащихся.

Системой мер по координации деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания предусматривается:

    создание условий для участия общественных организаций (объединений) и творческих союзов в работе по патриотическому воспитанию учащихся школы;

    развитие активных форм общественного воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания учащихся школы.

4. Информационное обеспечение в области патриотического воспитания учащихся.

Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания учащихся предусматривается:

    поддержка и содействие расширению патриотической тематики в школьных газетах, содействие развитию творческого потенциала учащихся в области патриотического воспитания.

5. Использование государственных символов России в патриотическом воспитании учащихся.

В целях изучения государственных символов России в патриотическом воспитании предусматривается:

    Участие в различных конкурсах школьного, муниципального и федерального уровня на знание государственных символов России и символов субъектов Российской Федерации;

    проведение школьных конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций по вопросам патриотического воспитания с использованием государственных символов России;

    организация изучения на уроках и внеклассных мероприятиях государственной символики России, порядка официального использования государственного флага, герба и гимна Российской Федерации;

    информационное обеспечение и подготовка организаторов патриотического воспитания по вопросам использования государственной символики России в воспитательной работе.

Список использованной литературы.

1. «Г осударственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"» - Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 ;

    "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы" - Приказ Минобороны РФ и Минобразования РФ от 3 мая 2006 г. N 203/1936;

    Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

    Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»;

    Символы России и Вооруженных Сил: 13 плакатов. - М.: Арм­пресс, 2009г..

6. Федеральные законы Российской Федерации «Об обороне», «О ста­тусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной служ­бе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации: Официальное издание. - М., 2001-2004 г.

Мероприятия по реализации Программы

Сентябрь

Председатель Управляющего Совета,

администрация школы

Заседания педагогического совета школы по реализации Программы по вопросам планирования работы и организации различных мероприятий

1 раз
в полугодие

Администрация

Привлечение родителей учащихся и работников соответствующих учреждений и организаций к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты, соревнования и др.)

Постоянно

Директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы

Руководители методических объединений, учителя-предметники

Проведение конкурса методических разработок на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети - будущее России», «Ветераны живут рядом», «Я - Гражданин России» и др.

Заместитель директора по воспитательной работе, кл. руководители

Обеспечение организованного участия старшеклассников в учебно-полевых сборах

    Огневая подготовка

    Строевая подготовка

    Тактическая подготовка

    Физическая подготовка

    Гражданская Оборона

    Изучение Уставов

Ежегодно

зам. по безопасности

Ежегодно

зам. по безопасности

Участие в смотрах-конкурсах на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы с учащимися

2016–2020 гг.

Учителя физкультуры, ОБЖ

Организация работы «Дружины Юных пожарных»

2016–2020 гг.

Ежегодно

Учитель ОБЖ,пед.организатор

2 раза в год

Администрация школы, зам. по безопасности

Организация работы « Юных Инспекторов Движения»-ЮИД

2016–2020 гг.

Учитель ОБЖ пед.организатор, сотрудники ГИБДД

Организация и проведение мероприятий, посвященных Дням воинской славы

Учитель ОБЖ, классные руководители, пед. доп. обр.

Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по патриотическим тематикам

2016–2020 гг.

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, рук.МО

Подготовка и проведение воспитательных мероприятий и игр:

- Урок Мужества. Урок ГТО

Соревнования среди допризывников «К защите Родины готовы!»;

Военно-патриотическая игра на местности игра «Зарница»;

Конкурсы «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики!»;

Смотр строя и песни;

Соревнования по военно-прикладным видам спорта;

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества;

День Защиты Детей.

Ежегодно

Учителя ОБЖ, физкультуры, классные руководители, пед.организатор

Подготовка и участие в городских соревнованиях

2016–2020 гг.

ежегодно

зам. по ВР, учителя ОБЖ и физ-ры

Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным историческим датам

2016–2020 гг.

Учителя физкультуры и ОБЖ, пед.организатор

Проведение конкурса военно-патриотической инсценированной песни

2016–2020 гг.

Педагог-организатор, кл.руководители

Проведение концертов, посвященных Дню защитника Отечества и юбилейным историческим датам, конкурсов чтецов «Я люблю тебя, Россия»

2016–2020 гг.

Зам.директора по восп.

работе, музык.руководитель, пед.доп.образования, МО учителей литературы

Проведение конкурсов рисунков на темы:

«Сердцу милая родина».

«Мой дом и двор»;

«Моя семья»

2016–2020 гг.

Учитель изобразительного

искусства, пед.орг.

Организация показа и обсуждения научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы

2016–2020 гг.

Учитель ОБЖ, классные руководители

Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, с ветеранами локальных войн - Чечня, Афганистан

2016–2020 гг.

Классные руководители, учитель ОБЖ, пед.орг.

Проведение викторин, круглых столов «Мы этой памяти верны»

2016–2020 гг.

Зам. по восп.работе, учитель истории, кл.рук.

Проведение читательских конференций по книгам о Великой Отечественной войне

2016–2020 гг.

Заведующий библиотекой

Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотические темы

2016–2020 гг.

Классные руководители

Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации

2016–2020 гг.

Заместитель директора по воспитательной работе

Обмен опытом работы с образовательными учреждениями города, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников, а также военно-патриотическими клубами

2016–2020 гг.

Директор школы, заместители директора по учебной и воспитательной работе

План

военно-патриотических и спортивных мероприятий

МБОУ «СОШ №5» на 2016-2020 учебный год.

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Предоставление отчетов по призывникам

В течение года

зам. по безопасности

Подготовка и проведение тактических учений по эвакуации учащихся и работников школы из здания школы

сентябрь

Внутришкольный л/а кросс

сентябрь

Учителя физической культуры. Кл.руковод.

Городской легкоатлетический кросс в зачет спартакиады школьников

сентябрь

Учителя физической культуры

Определение уровня физической подготовленности школьников

В течение года

учителя физической культуры,

Внутришкольные соревнования по настольному теннису

Учителя физической культуры

Городской турнир по настольному в зачет спартакиады школьников

Учителя физической культуры

Товарищеские соревнования по волейболу

Учителя физической культуры

День призывника

зам. по безопасности, кл.руковод.

Конкурс рефератов по основам медицинских знаний

Учитель ОБЖ

«Веселые старты»

В течение года

зам. по ВР, учителя физической культуры Уч.нач.классов

Первенство школы по пионерболу

В течение года

Учителя физической культуры

Организация мед.обследования юношей первоначальная постановка на воинский учёт

зам. по безопасности

Кл.руков.

Подготовка и проведение оборонно-спортивного месячника, посвященного «Дню Защитника Отечества»

(согласно плану)

зам. по безопасности, учителя физической культуры. Пед.организ.

Кл.руков.

Уч.нач.классов

Подготовка и проведение внутришкольного конкурса «Безопасное колесо»

зам. по безопасности, учителя физической культуры

Кл.руков.

Лыжные гонки «Быстрая лыжня»

учителя физической культуры

Кл.руков.

Городские соревнования по лыжным гонкам

Сб.уча-щихся школы

учителя физической культуры

Конкурс «Смотра строя и песни»,

посвящённый Дню Победы

9-е классы

зам. по ВР

учитель ОБЖ

Конкурс военно-патриотической инсценированной песни, посвящённой Дню Победы

зам. по ВР Муз.руков,

Организация и проведение митинга, посвященного Дню Победы

зам. по ВР

Муз.руков,

Городской легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы

учащихся школы

учителя физической культуры

«Президентские состязания»

учителя физической культуры Уч.нач.классов

II . Классные часы

«Битва под Москвой»

Кл.руковод.

«Сталинградская битва»

Кл.руковод.

«День Защитника Отечества»

Кл.руковод.

«Блокада Ленинграда»

Кл.руковод.

«Курская битва»

Кл.руковод.

«Взятие Берлина»

Кл.руковод.

Уроки Мужества

Кл.Руковод.

III . Встречи

С воинами-интернацианалистами, участниками военных действий.

ОО «Боевое братство»

В течение учебного года

зам. по ВР Кл.руковод, пед.орган.

С ветеранами ВОВ и представителями Совета ветеранов города

В течение учебного года

зам. по ВР Кл.руковод., пед.орган.

С представителями ОО Союз «Чернобыль».

В течение учебного года

зам. по ВР

Кл.руковод.

пед.орган.

IV . Учебно-материальная база

Изготовление и обновление стендов

    «Лучшие спортсмены школы»

    «Гражданская оборона школы»

    «Противопожарная безопасность»

    «Уголок по безопасности»

    «Первая медицинская помощь»

В течение учебного года

зам. по ВР, зам. по безопасности,

Препод.техн.труда.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа).

2. Федеральным органам исполнительной власти - исполнителям мероприятий по реализации Программы, утвержденной настоящим Постановлением, при составлении проектов федеральных бюджетов (проектов федеральных бюджетов и федеральных среднесрочных финансовых планов) предусматривать в установленном порядке начиная с 2011 года средства на реализацию Программы.

Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин

Прим. ред: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства РФ", 11.10.2010, N 41, ст. 5250.

Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы"

Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы " (далее - Программа) является продолжением государственных программ "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" и "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы", сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.

Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.

В стране в основном создана система патриотического воспитания граждан.

В большинстве субъектов Российской Федерации образованы и работают региональные координационные советы и центры патриотического воспитания. Приняты и реализуются долгосрочные ведомственные и региональные программы патриотического воспитания, нормативные правовые акты в области патриотического воспитания, а также созданы условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения патриотического воспитания.

Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев.

Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание молодежи. Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы. В деятельности органов государственной власти широко внедряются инновации в воспитательной работе. В системе патриотического воспитания граждан возрастает роль трудовых коллективов. Улучшается работа со студенческой молодежью. Молодые люди активно работают в общественных объединениях, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание граждан.

Организованы подготовка и переподготовка организаторов и специалистов патриотического воспитания.

В результате проведенной работы уровень патриотического сознания граждан Российской Федерации повышается.

Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания необходимы совершенствование законодательства Российской Федерации в этой области, модернизация материально-технической базы патриотического воспитания, повышение уровня его организационно-методического обеспечения, повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания, развитие системы патриотического воспитания в трудовых коллективах, более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, культуры и более широкое использование возможностей сети Интернет для решения задач патриотического воспитания.

Решение этих и других проблем предполагается осуществить в рамках Программы.


II. Цель и задачи Программы

Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

Повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания;

Совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан;

Формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву;

Внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;

Повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания;

Развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях.

Решение указанных задач предполагается осуществлять путем реализации мероприятий Программы согласно приложению N 1.


III. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы основывается на дальнейшем совершенствовании форм и методов работы институтов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций по осуществлению государственной политики в области патриотического воспитания граждан, пропаганды патриотизма в средствах массовой информации и консолидации деятельности всех структур гражданского общества.

Организационное сопровождение Программы осуществляет Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации.

Головными исполнителями Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации, которые осуществляют следующие функции:

Разрабатывают ведомственные программы патриотического воспитания (с указанием конкретных работ по выполнению Программы, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования);

Организуют и проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации ведомственных программ патриотического воспитания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Обеспечивают реализацию ведомственных программ патриотического воспитания.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - соисполнители мероприятий по реализации Программы разрабатывают свои ведомственные (региональные) программы (планы) патриотического воспитания и организуют их выполнение.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют руководство процессом патриотического воспитания в пределах своих полномочий и объединяют свои усилия для обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания в целом.


IV. Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах составит 777,2 млн. рублей, в том числе 596,75 млн. рублей за счет средств федерального бюджета и 180,45 млн. рублей за счет средств внебюджетных источников, выделяемых из фондов творческих союзов, организаций культуры, спортивных и других организаций, участвующих в патриотическом воспитании, а также средств юридических и физических лиц, поступающих в порядке безвозмездной помощи, шефства и спонсорства.

Федеральные органы исполнительной власти и организации, указанные первыми в графе "Исполнитель" приложения N 1 к Программе, являются исполнителями мероприятий по реализации Программы и обеспечивают выполнение этих мероприятий в пределах бюджетных ассигнований согласно указанному приложению.

Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Программы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущую деятельность федеральных органов исполнительной власти - исполнителей мероприятий по реализации Программы, на соответствующий финансовый год согласно приложению N 2.


V. Ожидаемые результаты реализации Программы

Важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный анализ ее состояния на основе обобщенных оценочных показателей согласно приложению N 3.

Эти показатели позволяют определить не только состояние патриотического воспитания в целом, но и отдельные стороны этой работы.

Конечным результатом реализации Программы предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности.

Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан, однако приоритет отдается патриотическому воспитанию детей и молодежи.

Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан, однако приоритет отдается патриотическому воспитанию детей и молодежи. Она включает в себя следующие направления мероприятий:

  • научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение патриотического воспитания граждан (в частности, разработка и издание методических пособий по организации патриотического воспитания в образовательных организациях и субъектах РФ);
  • совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан (проведение всероссийских акций «Мы – граждане России!», организация передвижных фотовыставок по федеральным округам на тему «В России – моя судьба», формирование госзаказа на создание музейных экспозиций на соответствующую тематику и т. д.);
  • военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями;
  • развитие волонтерского движения;
  • информационное обеспечение патриотического воспитания граждан (содействие развитию и расширению патриотической тематики телепрограмм, периодической печати, литературы, создание условий для знакомства широких слоев граждан с содержанием произведений журналистов, писателей, деятелей науки и культуры в области патриотического воспитания, достижениями россиян в области науки, технологий и культуры и т. д.).

В планах также активизация экспертной деятельности по противодействию попыткам фальсификации истории.

Предполагается, что в итоге реализации Программы россияне будут более активно интересоваться историей нашей страны и больше знать о событиях, которые стали основой для государственных праздников и памятных дат.

Особое внимание уделено военно-патриотическому воспитанию. По оценкам кабмина, в стране уже сегодня образовано около 2 тыс. оборонно-спортивных лагерей. А в 78 субъектах РФ созданы центры военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе.

Правительство отмечает, что доля молодежи, участвующей в мероприятиях по патриотическому воспитанию, проводимых в рамках реализации региональных программ, составляет в настоящее время около 21,6% общего количества молодых граждан в стране.