Сценарий царский день в новоомской сельской библиотеке

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №96
Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Непосредственная образовательная деятельность с детьми в подготовительной группе.
«Традиция воспитания детей в Святой Царственной семье
Российского императора Николая II»

(Методическая разработка)

2013

Непосредственная образовательная деятельность с детьми
подготовительной группы.


«Традиции воспитания детей в царской семье Романовых»

Цель:
1. Ознакомление детей с традициями и культурой воспитания в царской семье Николая II.
2. Способствовать формированию у детей чувства единства и сплоченности семьи.

Задачи:
1. Вызвать радость, гордость за то, что у него есть семья.
2. Развивать коммуникативные навыки детей.
3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
4. Создать условия для рефлексии опыта сплочения семьи на нравственных, гуманистических началах, на основе вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность.

Предварительная работа: чтение книги о Николае II и его семьи.

Материал:
Слайды с иллюстрациями царской семьи, а также их занятия, одежда, игры и другие.
Диск с церковной музыкой, а также произведения Чайковского (5 и 6 симфония), альбомные листы для рисования, цветные карандаши и восковые мелки.

Основная часть:

Ребята, а вы знаете, что семья начинается с вас, с детей. Как гласит народная мудрость, «Благодать Божья».
Какое без вас семейное счастье. «У кого детей много, тот не забыт от Бога!» - так говорили на Руси. «Человек без семьи, что дерево без плодов»
«При солнышке тепло, при матери – добро» ; «Вся семья вместе, так и душа на месте»
(Дети называют несколько пословиц о семье, выбрать из них одну пословицу и предложить детям объяснить её смысл)

Сегодня я вам расскажу про царскую семью Николая II . Последнего российского императора, старшего сына императора Александра III, родившегося в Царском Селе. Николай II был старшим сыном императрицы Марии Фёдоровны и императора Александра Третьего. Николай Второй чаще всего жил с семьёй в Александровском дворце. А отдыхать предпочитал в Ливадийском дворце в Крыму. Для ежегодных поездок по Балтийскому морю и Финскому имел в распоряжении яхту «Штандарт».
(Слайд №1)

Его жена Александра Федоровна была внучкой королевы Виктории .
(Слайд№2)

Коронация состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. В истории России это было последнее венчание на Царство. Во время коронации Николай II был одет в военный мундир, а императрица Александра Фёдоровна – в роскошное платье из серебряной парчи. Коронационное платье, в котором появилась в Кремле последняя русская императрица Александра Фёдоровна, начали создавать почти за год до церемонии. Во время процессии шлейф платья несли семь камергеров. Вес платья, которое сшили из роскошной тяжелой плотной парчи, составил 10 килограммов. Ещё 13 килограммов весила коронационная мантия. Несколько часов, проведённых в подобном облачении, стали для Александры Фёдоровны, по всей видимости, нелёгким испытанием.
(Слайд№3)

В этой семье родилось пятеро детей (Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей)
Великая Княжна Ольга Николаевна Романова была первым ребенком в семье Николая II . Родители не могли нарадоваться появлению ребенка. Ольга Николаевна Романова отличилась способностями в изучении наук, любила уединение и книги. Великая княжна была очень умна, у нее отмечались творческие способности. Вела себя Ольга со всеми просто и естественно. Княжна была удивительно отзывчива, искренна и щедра. Первая дочь Александры Федоровны Романовой , унаследовала от матери черты лица, осанку, а так же волосы золотистого оттенка. От Николая Александровича же дочь унаследовала внутренний мир.
Великая княжна Татьяна Николаевна Романова была вторым ребенком в
чете Романовых . Как и Великая княжна Ольга Николаевна , Татьяна внешне напоминала мать, характер же был отцовский. Татьяна Николаевна Романова была менее эмоциональна, нежели сестра. Глаза Татьяны были похожи на глаза Императрицы, фигура была изящна, а цвет синих глаз гармонично сочетался с каштановыми волосами. Татьяна редко шалила, и имела удивительное, по словам современников, самообладание. В Татьяне Николаевне было сильно развито чувство долга, и склонность к порядку во всем.
(Слайд № 4-5)
Мария Николаевна Романова стала третьим ребенком Императора и Императрицы. Великая Княжна Мария Николаевна Романова была типичной русской девушкой. Ей было присуще добродушие, веселость, и приветливость. Мария обладала прекрасной наружностью и жизненной силой.
Великая Княжна Анастасия Николаевна Романова была четвертым ребенком в семье императора. Государь долго ждал наследника, и когда долгожданным четвертым ребенком оказалась дочь, был опечален. Вскоре печаль прошла, и Император любил четвертую дочь, не меньше, чем остальных своих детей.
(Слайд №6)
Цесаревич Алексей, был пятым ребенком в
семье Николая II . Алексей был долгожданным ребенком. С первых дней царствования Николай II мечтал о наследнике. Вся царская семья, горячо молилась о рождение мальчика. Царевич Алексей унаследовал все лучшие от отца и матери. Родители сильно любили наследника, он отвечал им большой взаимностью. Отец же был для Алексея Николаевич настоящим кумиром. Юный царевич старался подражать ему во всем. Как назвать новорожденного царевича, царская чета даже и не задумывалась. Николай II давно хотел назвать своего будущего наследника Алексеем.
(Слайд №7-8)

Главной резиденцией Николая II и его семьи стал Александровский дворец, в Царском Селе (город Пушкин.) Александровский дворец был построен по распоряжению императрицы Екатерины II в подарок к бракосочетанию её внука, великого князя Александра Павловича..
(Слайд № 9)

Быт семьи не был роскошным в целях воспитания - родители боялись, что богатство и нега испортят характер детей. Императорские дочери жили по двое в комнате. В комнате младших сестёр стены были выкрашены в серый цвет, потолок расписан бабочками, мебель выдержана в белых и зелёных тонах, проста. Девочки спали на складных армейских кроватях, каждая из которых была помечена именем владелицы, под толстыми синими одеялами, украшенными монограммой. Эта традиция исходила со времен Екатерины Великой. Стены украшали иконы и фотографии; фотографировать девочки любили сами, сделанных в основном в Ливадийском. В спальне Цесаревича стоял киот с шестью отделениями, большинство икон было иконами святителя Алексия, митрополита Московского; было также огромное количество крестиков и образков, здесь находилось множество и богослужебных книг.
(Слайд№10-14)

Родители старались, чтобы дети постоянно были заняты чем-то полезным, девочек приучали к рукоделию. Обучение детей обычно начиналось по достижении ими 8 лет. Первыми предметами были чтение, чистописание, арифметика, Закон Божий. Позднее к этому прибавлялись языки - русский, английский, французский, еще позже -немецкий. Преподавались императорским дочерям также танцы, игра на рояле, хорошие манеры, естественные науки и грамматика. Императорским дочерям предписывалось подниматься в 8 часов утра, принимать холодную ванну. Завтрак в 9 часов, второй завтрак - в час или в половине первого по воскресеньям. В 5 часов вечера - чай, в 8 - общий ужин.
(Слайд№15-17)

Царские дети, как и обычные, любили игры, которые в старину назывались потехи.
(Слайд №18-21)

Давайте посмотрим на то, в какие игрушки они любили играть. Убранство Игральной комнаты говорит о том, что здесь проводит время отнюдь не больной ребенок, – это комната активного любознательного подростка, наполненная различными игрушками, развивающими играми, образцами оружия, моделями самолетов. Дорогие куклы – одетые, как свои маленькие хозяйки, в кружева, шёлк и батист, в шляпки и капоры с цветами и бантами красавицы с длинными локонами и закрывающимися глазами – хранились в закрытых шкафах и вынимались по особым случаям. Для повседневной же игры существовали куклы попроще – недорогие немецкие куклы, куклы из папье-маше, из Англии и российского производства, включая кустарные; бывало даже так, что покупались отдельные головки, а туловища мастерились самостоятельно.
(Слайд №22-24)

Большой радостью были для Царских Детей летние поездки в Крым. Во время этих небольших путешествий матросы учили Детей плавать. Но и кроме купания, в этих поездках было много радостного: катание на шлюпках, поездки на берег, на острова, где можно было возиться, собирать грибы. А сколько интересного на яхтах и судах, их сопровождавших! Гребные и парусные гонки шлюпок, фейерверк на островах.
(Слайд№25)

Вся Семья любила животных. Кроме собак и кота, у них был осел Ванька, с которым очень любил играть Цесаревич Алексей. Ванька был бесподобное, умное и забавное животное- Когда Алексею Николаевичу захотели подарить осла, долго, но безрезультатно обращались в цирк. И вскоре цирк согласился отдать старого осла, который по дряхлости уже не годился для представлений. И вот таким образом “Ванька” появился при Дворе, вполне оценив, по-видимому, дворцовую конюшню. Он очень забавлял детей, так как знал много самых невероятных фокусов. Он с большой ловкостью выворачивал карманы в надежде найти в них сладости. Он находил особую прелесть в старых резиновых мячиках, которые небрежно жевал.
(Слайд№26)

В этой семье было чередование различных занятий соблюдая строгий режим. Уроки начинались в 9 часов с перерывом между 11 часами и полуднем. В этот перерыв совершалась прогулка в карете, санях или автомобиле, затем занятия возобновлялись до завтрака, до часу дня. После завтрака дети всегда проводили два часа на воздухе. Великие Княжны и Государь, когда бывал свободен, присоединялись к ним, и Алексей Николаевич веселился с сестрами, спускаясь с ледяной горы, которая была устроена на берегу небольшого искусственного озера. В свободное время дети любили устраивать театрализованные постановки.Но и кроме развлечений, они не забывали о труде
(Слайд №27)

День заканчивали чтением книги - это тоже была традиция семьи. Александра Федоровна лично преподавала всем Детям Закон Божий (читала молитвы), Алексею Николаевичу - географию и историю, Княжна Ольга Николаевна - Своим младшим Сестрам и Брату английский язык, А также, изучали арифметику и русскую грамматику, отец занимался с Алексеем русским чтением.
(Слайд №28)

Николаю II принадлежало большое количество книг. Библиотека, принадлежавшая к личным покоям последнего русского императора в Зимнем дворце. Главную роль в оформлении библиотеки играют книжные шкафы, расположенные вдоль стен, куда ведет лестница. На столе помещен скульптурный портрет Николая II.
(Слайд №29)

В этой семье жила любовь: любовь родителей к детям, детей к родителям, любовь к Богу, любовь к Родине и своему дому, любовь ко всему живому. Семья императора была расстреляна ночью. Их посчитали врагами народа, но эта была ошибка.
(Слайд №30)
После их смерти всю семью было решено канонизировать.
(Слайд№31)

Когда разразилась беда, были и скорбь, и горе. Но Бог явил утешение: самого тяжкого для Семейства - разлуки. Он не допустил.
Если в доме горе, оно сближает родных. Оно делает всех более терпеливыми друг к другу, более добрыми, заботливыми, стойкими. Испытания нам посылаются не для того, чтобы нас погубить. Мы должны стать настоящими людьми. Бог хочет, чтобы мы очистились от всякого зла и стали подобными Ему. С верой жить становится легче!
Все Государи из рода Романовых вырастали людьми образованными, привыкшими с ранних лет гордиться своими предками и нести ответственность за то великое наследие – Россию, что досталось им от этих предков
Вся Семья жила в большой дружбе между собой и находила внутри себя любовь и твердость переживать и с терпением и кротостью переносить наступившие для нее тяжелые дни. Не зло победит зло, а только любовь - этими словами я и закончу рассказ о святом Семействе, подобного которому не найдем в мировой истории.

Заключительная часть:
-Ребята, что по-вашему является самым дорогим в жизни каждого из нас?
-Какой должна быть настоящая семья?
-Что не стоит терять даже в самые сложные моменты жизни?
-С чем легче жизнь на свете?
-А в вашей семье есть традиции, которые вы соблюдаете?
(Ответы детей)


- А сейчас предлагаю вам сделать приятное своим родителям. Давайте нарисуем портреты своих мам и пап и подарим своим дорогим и близким .


Разработка урока истории « Последние Романовы»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: Урок теоретических или практических самостоятельных работ(исследовательского типа)

Цель урока:

для учителя: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами метода учебного проекта

- для учащихся:

1. Привитие интереса к истории России, развитие высоких нравственных качеств;

2. формирование представлений о времени деятельности «Последних» Романовых; их роль в развитие нашего государства в конце ХIХ века;

3. понимание определения основных направлений российской внутренней и внешней политики политики;

4.понимание причин, по которым правление Романовых, неоднозначно трактовалось в истории.

Задачи урока:

    Создать условия для развития внутренней мотивации учащихся к повторению и систематизации знаний о династии Романовых;

    Создать условия для развития у учащихся умений, связанных с целеполаганием;

    Создать условия для развития у учащихся умений вступать в диалог и отстаивать свою точку зрения;

    Создать условия для развития у учащихся информационных компетенций по поиску необходимой информации в дополнительной литературе;

    Создать условия для развития ключевых учебно-познавательных компетенций, связанных с предметной и личностной рефлексией, контролем и самооценкой проделанной работы.

Планируемые результаты:

Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;

Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи;

Личностные:

Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)

Познавательные:

Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.

Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.

Коммуникативные:

Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах

Оборудование: энциклопедии, мультимедийный проектор, проекты обучающихся, презентация по теме «Эпоха Романовых», фрагмент из фильмаГ.Панфилова «Романовы. Венценосная семья». портреты Николая II, его семьи, великих князей.

Цитаты-эпиграфы:

«Ведите себя так, чтобы вам прощали, что вы родились великими князьями». Николай I.

Цели этапов урока

1.Организационный этап (1 мин.)

Цель этапа:

Создание рабочей атмосферы на уроке.

Проверяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, дневника, тетради), работа компьютера, наличие рабочих материалов

Подготовка учащихся к началу урока, настрой на получение новых знаний по предмету.

2. Актуализация знаний (5 мин.)

Цель этапа: определение темы урока и постановка цели занятия:

Российская история полна различными событиями, отрицать которые, а тем более забывать не следует. Их необходимо помнить, разбирать во всех тонкостях и не торопиться с оценками.

3. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу (4 мин.)

Цель этапа:

подготовить

учащихся к активной учебно-познавател.

деятельности

4. Изложение нового материала (25 мин.)

Цель этапа:

осмысление и

первичное

запоминание знаний и способов действий

Делит класс на 4 группы:

5. Контроль усвоения (5 мин.)

Цель этапа:

дать возможность оценить степень усвоения нового учебного материала

В чём причина успеха борьбы с ханствами и неудач в Ливонской войне?

6. Рефлексия (3 мин.)

Цель этапа:

самооценка учащимися своей деятельности на уроке, оценка учителем деятельности учащихся

П3, П19, Р7, Л11, Л10

7. Домашнее задание (2 мин.)

Цель этапа: закрепить полученные на уроке знания

§ 21, подготовить опережающее задание (2 недели):

подготовьте эссе на темы «Роль Ивана Грозного в укреплении государственности Руси», «Иван Грозный - кровавый тиран или выдающийся политический деятель?»

Записывают задание в дневник

    План урока:

Этап урока

Формы деятельности

Организационный эта

Создание рабочей атмосферы на уроке

Актуализация знаний

Вступительное слово учителя. Определение темы урока и постановка цели занятия:

Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу

Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности: фронтальный опрос

Изучение нового материала

Выступления учащихся с готовыми индивидуальными проектами:

1.Первые Романовы.

2.Великие князья: Николай Николаевич Романов, Александр Михайлович, Елизовета федоровна, Геогргий Александрович

3. Николай Константинович Романов

Контроль усвоения

Вопросы оценки степени усвоения нового учебного материала

Рефлексия

Самооценка учащимися своей деятельности на уроке, оценка учителем деятельности учащихся

Достигли мы поставленной цели урока?

Оценивает деятельность учащихся по итогам работы на уроке

Проговаривают, что они узнали нового на уроке, чему научились, как оценивают, усвоенные ими знания.

Каждый учащийся оценивает свою работу на уроке и выставляет оценку себе и своей группе в целом (дает обоснования)

Домашнее задание

Закрепить полученные на уроке знания, подготовить опережающее задание (2 недели): подготовьте эссе на темы «Выдающиеся представители семьи Романовых»

Записывают задание в дневник

Первым из рода фамилию «Романов» стал носить Фёдор Никитич (он же патриарх Филарет) в честь своего отца Никиты Романовича и деда Романа Юрьевича Захарьиных. Юридически члены царской, а затем императорской, семьи не носили вообще никаких фамилий («царевич Иван Алексеевич», «великий князь Николай Николаевич» и т. д.).

Генеалогическое древо Романовых https://ru.wikipedia.org/wiki/Романовы#/media/File:House_of_Romanov_family_tree_(1347-2014)_by_shakko_(RU).jpg

Учитель: Ребята! Теперь откройте страницу 53 учебника и найдите документ из воспоминаний Великой княжны Ольги Александровны. (Чтение документа).

В 1913 году, в России, состоялись торжества в честь 300-летия дома Романовых. К удивлению многих, они сопровождались всенародным проявлением монархических чувств. Великая княжна Ольга Александровна вспоминала о поездке царской семьи по Поволжью: «Где бы мы не проезжали, везде мы встречали такие верноподданнические манифестации, которые, казалось, граничат с неистовством. Когда наш пароход проплывал по Волге, мы видели толпы крестьян, стоящих по грудь в воде, чтобы поймать хотя бы взгляд царя. В некоторых городах я видела ремесленников

и рабочих, падающих ниц, чтобы поцеловать его тень, когда он пройдет».

Начиная с сыновей Павла I все великие князья делятся на две категории: старшие – наследники-цесаревичи, будущие императоры, и все остальные.

На первый взгляд, участь этих вторых завидная: сразу после рождения – все высшие награды империи, которые любому другому, даже родовитому, даже талантливому, даже отдающему все силы на благо царя и Отечества, не всегда удается заработать за долгие годы безупречной службы. А еще – двести с лишним тысяч золотых рублей ежегодно. Только за титул. А еще – бессчетное число преимуществ, которые дает принадлежность к императорской фамилии: собственные роскошные дворцы, огромный штат прислуги, возможность путешествовать, куда вздумается, и многое, многое другое. В общем, заслуг никаких и обязанностей, казалось бы, никаких, зато возможности – неограниченные. Есть чему позавидовать.

Недаром Николай I, отец семерых великих князей и княжон, учил своих детей: «Ведите себя так, чтобы вам прощали, что вы родились великими князьями». И научил. Никто из Романовых, в отличие от нуворишей, никогда не кичился ни богатством, ни вседозволенностью. Правда, от зависти это их не уберегало.

А то, что видит поверхностный, и уж тем более завистливый взгляд, чаще всего далеко от действительности. На самом деле мало кто вынужден был жить по такому строгому регламенту, как великие князья. Они были лишены свободы выбора – того, что крайне необходимо человеку мыслящему.

Род занятий был им предопределен с момента рождения – только военная служба.

Семейная жизнь тоже была запрограммирована: жениться только на равнородных чужеземках, преимущественно на немецких принцессах. Великие княжны тоже обречены были выходить замуж за иноземных принцев, и никто не спрашивал, нравится им жених или не нравится. Отсюда и несчастливые браки, которые в семье Романовых не были редкостью. Те, кто восставал против навязанных правил, в большинстве случаев расплачивались жестоко. О таких непокорных я обязательно расскажу.

Любопытно, что лишь один из русских царей, Николай I, был императором дольше, чем великим князем. А его старший брат Александр I оставался великим князем до 24 лет и ровно столько же носил корону. Большинство российских императоров значительную часть своей жизни были великими князьями (то есть оставались на вторых ролях). Самые яркие тому примеры – Петр III (21 год великий князь – полгода император), Павел I (42 года – 4 года), Александр III (36 лет – 13 лет).

Очевидно, что их характеры не только сформировались, но и достаточно ярко проявились за те долгие годы, что они ждали своей очереди на трон. Но великокняжеский период жизни монархов известен гораздо меньше, чем годы их царствования. А знать, как они жили до восхождения на престол; кто их учил и воспитывал, кто были их друзья юности; какие страсти владели сердцами будущих монархов, интересно хотя бы потому, что это знание помогает понять истоки некоторых черт характеров самодержцев, которые со временем оказали существенное влияние на жизнь России.

Но на ход событий в стране влияли и те великие князья, что не были рождены для трона: младшие братья, дети и внуки самодержцев (дважды именно они неожиданно оказывались на троне). Об их служении Отечеству, впрочем, как и о недостойных делах некоторых из них, известно очень немного. Этот пробел в знаниях и предстоит заполнить предлагаемой книге.

Ее героями станут 34 человека, в течение двух веков игравшие весьма заметную роль в русской истории. Всего великих князей Романовых было 38, пятеро из них умерли в младенчестве или в ранней юности, так что сказать о них нечего, кроме слов сочувствия. Первым персонажем книги станет великий князь Петр Федорович, родившийся в 1728 году и ставший ненадолго императором Петром III; последним же из законных великих князей Романовых – великий князь Дмитрий Павлович, доживший до 1942 года.

О законных и незаконных – история любопытная и не лишенная поучительности. Придет время, я ее обязательно расскажу.

Привожу список великих князей, с которыми предстоит познакомиться читателям. Он поможет разобраться в непростых семейных связях героев этой книги. Не называю большинство великих княжон, так как они еще в ранней юности были выданы замуж за границу и не оставили заметного следа в отечественной истории.

Данный урок по истории России составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень) лицея 410 г. Пушкин СПб. При работе над учебным материалом учитывались требования ФГОС второго поколения для средней школы. конспект представлен в форме технологической карты урока, введенной в нашем лицее с нового учебного года. Технологическая карта предполагает регламентировать деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока. Главная цель урока - научить работать с различными маткриалами, перерабатывать учебный материал так, чтоб он стал понятен ученику. В разработке упоминается ЗАДАНИЕ А - прочитайте текст, найдите и выделите основные факты, события и явления, составьте схему, таблицу или рисунок.

Сценарий внеклассного мероприятия

« Благослови молитвой нас…»

(Звучит духовная музыка) .

Над Парижем лучи блещут в сотни каратов,

А бульварный листок равнодушно кричит,

Что в России убит государь император

И тайком палачом царевич убит.

Что Ипатьевский дом залит липкою кровью

Не соборным крестом, а позором покрыт.

В алтарях не звучать ничьему сословью,

Только выстрелам ждать эха каменных плит.

Стыдно вам, господа, быть вдали от России,

Когда смерч октября над страною кружит,

Золотые поля, купола золотые

Затоптать не должны сотни тысяч копыт.

На лоскутья в Москве рвут трехцветное знамя,

Каждый в собственный флаг завернуться спешит.

Что империю ждет? Что свершиться над нами?

Самодержец Руси на Урале зарыт!

Значит, вновь пароход, значит снова вагоны, -

Общность русской судьбы - наш единственный щит.

Золотые поля, золотые погоны…

Пусть Россию и нас Первозванный хранит!

(Сергей Белов)

1. Ведущий.

В ночь на 17 июля 1918 года царь Николай II и его семья были зверски убиты в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге.

Злодейское убийство невинных людей, среди которых были ребёнок и молодые девушки, - само по себе уже страшное преступление. Но екатеринбургскую традицию называют убийством ХХ века и считают исторической катастрофой по особой причине.

Николай II был не просто человек и добрый христианин: он был Божьим помазанником. Ибо русские цари, восходя на престол, вторично принимали таинство Миропомазание. Николай, принявший помазание на Царство, стал священной особой. Поэтому его убийство было тем страшным святотатством, которое навлекло Божий гнев на Россию и имело для её судьбы роковые последствия.

Эмалевый крестик в петлице

И серой тужурки сукно…

Какие прекрасные лица,

И как это было давно…

Какие прекрасные лица,

Но как безнадёжно бледны -

Наследник, Императрица,

Четыре великих княжны!

2.Ведущий.

Каждое воскресенье и по большим праздникам они ходили в храм. Молились утром и вечером.

3. Ведущий

Сам государь вставал в 7 утра и после завтрака дотемна работал в своём кабинете. Николай II любил ездить на прогулки верхом и здесь не упускал случая побеседовать с крестьянами об их нуждах, чтобы потом помочь им.

4.Ведущий.

Великая княжна Ольга - старшая среди сестёр. Спокойная и немного застенчивая. Она поражала всех своей добротой, простотой в обращении и глубиной чувств. В беседе с окружающими была любезна и всегда понимала собеседника, угадывала его мысли и предлагала свою помощь.

Незадолго перед смертью она переписала стихотворение С.С. Бехтеева «Молитва», которое было найдено в доме Ипатьева после расстрела там Царской семьи.

Пошли нам, Господи, терпенье

В годину буйных, мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже Правый,

Злодейство ближнего прощать

И крест тяжелый и кровавый

С твоею крепостью встречать.

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и оскорбленья,

Христос Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной,

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной

В невыносимый, страшный час.

(С.С. Бехтеев)

1. Ведущий.

Великая княжна Татиана больше походила на мать - императрицу. Самая высокая и стройная из сестер, она была энергична, целеустремленна, могла сама принимать серьезные решения.

2.Ведущий.

Великая княжна Мария была самой весёлой из всех сестер. Темно- русая, с розовыми щеками и такими большими темно- синими глазами, что в семье их называли «Маринины блюдца»; она отличалась силой, носила на руках больного Наследника. У неё было простое, доброе, любящее, подлинно русское сердце.

3.Ведущий.

Великая княжна Анастасия - самая младшая из сестер была в семье главным шутником. Своими остротами, воспроизведением мимики и жестов окружающих она могла развеселить каждого. В детстве она вела себя как мальчишка.

Все сёстры были исключительно дружны. Все, знавшие царских детей, отмечают, что они были патриоты. Любили Россию и всё русское.

«Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы», - говорил царевич Алексей.

«Он был ядром этой дружной семьи, с ним связывались все надежды и ожидания. Сёстры обожали его. Он был радостью родителей. Когда наследник чувствовал себя хорошо, весь дом преображался. И всё в нём, казалось, как бы плавало в солнечном свете».

4 .Ведущий

Когда кризисы болезни проходили, Алексей ничем не отличался от других детей. По характеру он был непоседливым и шаловливым. Любил шумные игры, катание на санках. В нём отсутствовало показное самодовольство тем, что он - Наследник.

1. Ведущий.

У Алексея был прекрасный музыкальный слух. Но в отличие от своих сестёр, которые играли на фортепиано, наследник упорно старался научиться хорошо играть на балалайке.

(звучит духовная музыка)

2.Ведущий.

«В душе этого ребёнка не заложено ни одной скверной или порочной черты. Душа его - самая добрая почва для добрых семян. Если сумеют их насадить возрастить, то Русская земля получит не только прекрасного и умного Государя, но и прекрасного человека», - говорил о царевиче один из его учителей.

3 Ведущий.

В 1914 году началась первая мировая война. Наследник проводил всё время в ставке и в разъездах с отцом.

Ему шел только тринадцатый год, но он уже выглядел мужественным и взрослым. Господь готовил его к тяжким испытаниям.

(звучит духовное песнопение)

4 Ведущий.

В марте 1917 года царь Николай II отрекся от престола. Вскоре вся Царская семья была арестована. Последний день рождения наследника 12 августа 1917 года прошел тревожно. Утром принесли чудотворную икону Божьей Матери. Последняя ёлка была зажжена 24 декабря 1917 года в Тобольске, куда перевели их из Царского села, а потом в Екатеринбург на Урал в дом Ипатьева, где всех их ждала мученическая кончина.

1Ведущий.

Ночью 17 июля 1917 года было совершено зверское убийство Царской семьи и её верных слуг, оставшихся с ними. Стреляли в упор. Первыми пали Государь и его супруга Государыня. Штыками и прикладами убивали детей. Алексей и Анастасия мучились дольше других.

2 Ведущий.

Роковой ночью за ними пришли, сказали, что их вывозят из города. Вместо того они были сведены в подвал, здесь стояло несколько стульев и Государь с Наследником на руках сел посередине. Комиссар Юровский объявил о расстреле. До сих пор на России лежит тяжесть греха цареубийства.

Через Государя Николая II воля Божья явила себя в мире.

«Мне не удается ничего, что бы я не предпринимал. У меня нет удачи. Впрочем, воля человека так бессильна». «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божья ».

3 Ведущий

Николай II был убит не как беспомощный, беззащитный человек, изумительное мужество его поведения, отказ от эмиграции - всё это говорит о том, что в его душе была святая готовность к жертвенному страданию.

4 Ведущий.

«Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направит его» (Притча 21: 1).

Царь обрел новые духовные силы - помощь в преодолении собственной естественной ограниченности и слабости. Как в церкви Глава - Христос, как в семье глава - отец, так Царь был главой государства Российского, отцом русского народа.

(Звучит духовная музыка) .

« … я питаю твердую, абсолютную уверенность, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи находятся в руке Бога, поставившего меня на то место, где я нахожусь. Чтобы не случилось, я склоняюсь перед Его волей, с сознанием того, что у меня никогда не было иной мысли, чем служить стране, которую Он мне вверил».

Чтец. Душеполезное чтение.

«В тот час мы были с тобой, мученик - царь! (Из воспоминаний соловецкого узника Борис Ширяев).

И нам бы не мешало бы панихиду по государю императору отслужить.

А чем это пахнет, если узнают, представляете? - возразил кто - то. Пахло действительно скверно. Всего за месяц до этого прибыла на Соловки группа царскосельских лицеистов. Они были сосланы на большие сроки именно за такую панихиду по Государю. 6 или 7 инициаторов поминовения были расстреляны. Но желание помолиться о душе царственного мученика здесь, на острове мучеников, было сильно. Нелегко было найти священника. Выбор оставили на отце Никодиме, предупредив его о риске.

Это всё, как Господь пошлёт. Не нашего ума дела, а вы вот что: постарайтесь мне крест да епитрахиль достать. Достали из музея, куда потом всё вернули. Место панихиды - поляна за Святым озером в глуши, у каменного креста на крови. Вместо свечей - просмоленная бечева от морского каната. В заговоре участвовало 22 человека, больше собрать боялись.

Россия, Русь, Великая, Могучая, Единая во множестве племён своих, - ныне поверженная, кровоточащая, многострадальная.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!

Отец Никодим почти шепчет слова молитвы, но каждое слово его звучит в ушах, в сердцах собравшихся на поминовение души Первого среди страстотерпцев распятой России, мучеников сущих и грядущих принять свой венец.

Отец Никодим, иерей в рубище, поет беззвучно русские песнопения, но все мы слышим разливы невидимого, неведомого хора, все мы вторим ему в своих душах.

Николая, Алексия, Александры, Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и всех, иже сними живот свой за Тя, Христе положивших…

Со святыми упокой, Христе, души раб твоих…

22 соловецких каторжника в тот час молений о погибших, были с тобою, Русь, в бесконечной жизни твоей… С тобой, Мученик - царь, принявший вину и грехи наши на душу свою!

Вечная память!»

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы -

Молиться кротко за врагов.

1. Ведущий

Святые дети - особые избранники Божии. Им даны от Бога особые дары - венцы добродетелей, сияющие славой несравненно большей, чем венцы царские. Многих царей люди давно забыли, а святых не забудут никогда. В Царствии Небесном они рядом со Христом и Божией Матерью за то, что смиренно претерпели мучения и убиение за веру Христову. Святые и праведные дети, молите Бога о нас!

(Перед алтарем зажигаются свечи Песнопение «Величаем»)

2 Ведущий

Последний российский император вместе со своей семьей канонизирован Православной церковью на соборе в 2000году в лике святых страстотерпцев. Царь Николай - небесный предстатель за Россию, молитвенник за русский народ.Память мученического подвига царской семьи 4 /17 июля.

*Чтение АКАФИСТА

« Святым царю

мученику и иже с ним царственным мучеником и исповедником русским, и всем от безбожных пострадавшим».

*Молитва Святому великомученику и страстотерпцу царю Николаю, канонизированному Русской Церковью в 2000году.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Царская семья – идеал христианской семьи»

Полубенко Наталия Николаевна,

учитель начальных классов

Цель: на основе усвоения исторических духовно-нравственных ценностей формировать у учащихся патриотическое сознание.

Задачи:

    Познакомить учащихся с Императором Николаем II и его семьёй и на их примере показать образец истинного служения Родине, людям.

    Подвести детей к прочувствованному отношению к духовно-нравственным ценностям христианской семьи, осознанию необходимости стремления к идеальным отношениям в семье.

    Воспитывать в детях чувство долга, ответственность, любовь к ближнему, взаимопонимание.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Царская семья – идеал христианской семьи», видеоролик «Песня о святых царственных мучениках».

Ход занятия:

Учитель.

(СЛАЙД 1)

Ребята, сегодня мы поведем разговор об одной семье. Семье, которая стала идеалом. Семья эта была необычной – это царская семья. Семья Романовых.

Вы мне скажете: «Да когда это было! Мы уже почти столетие живем без царей». А я вам отвечу: «Правильно. Это было очень давно. Но об этом должен знать каждый. Это семья, которая может служить примером еще не одному поколению людей. И не случайно я выбрала для нашего разговора именно эту царскую чету. Семья последнего царя России приняла страшную мученическую смерть от рук советских палачей, и это произошло в городе Екатеринбурге более 90 лет назад – 17 июля 1918 года. А так как мы живем с вами в трех часах езды от города Екатеринбурга, значит, мы должны знать об этом обязательно.

Ну что, готовы вы узнать о царе Николае II и его семье? Значит, сели поудобнее. Мы начинаем.

(СЛАЙДЫ 2, 3, 4)

Святой царь – Страстотерпец Николай II родился 19 мая 1868 года под Санкт-Петербургом, в Царском Селе. По случаю его рождения было совершено таинство Крещения Царственного младенца. Великий князь Николай с детства отличался благочестием, чистой душой, горячо всех любящей. Его глубоко трогали всякое горе и нужда человеческая. Царственный отрок проводил много времени за книгой, изучал иностранные языки. Он удивлял учителей необычной памятью и незаурядными способностями. Образование Николая по воле отца Александра III велось строго в русском православном духе. Будущий царь успешно окончил высший курс экономических, юридических и военных наук, прошел военную подготовку в пехоте, кавалерии, артиллерии и на флоте. Осенью 1891 года, когда десятки губерний России изнемогали от голода, Александр III поставил Николая во главе Комитета по оказанию помощи голодающим. Николай Александрович воочию увидел людское горе и неустанно трудился, чтобы облегчить страдания своего народа.

(СЛАЙД 5) Весной 1894 года Царевич Николай непоколебимо принял решение вступить в брак. Его избранницей стала принцесса Алиса Гессенская.

(СЛАЙДЫ 6, 7)

Родители, наконец, благословили этот брак. Николай II и принцесса Алиса Гессенская обвенчались. Правда, ей пришлось изменить веру и принять Святое Православие. Алиса говорила своему мужу: «Твоя страна будет моей страной, твой народ – моим народом, твой Бог – моим Богом…» Они полюбили православную Православную религию, великолепные храмы и монастыри, торжественные богослужения. Во время миропомазания она была наречена Александрой, в честь святой Царицы-мученицы.

Осенью этого же 1894 года Николай II все свое время проводит у постели тяжело больного отца. За несколько дней до кончины царь Александр III произнес следующие заветы. На всю жизнь Николай II сохранил их в своем сердце.

(СЛАЙД 8)

«Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как нес его я и как несли наши предки. Я завещаю тебе любить все, что служит благу и достоинству России. Избегай войн. В политике внутренней прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому что она – основа всякого государства…»

(СЛАЙД 9)

После смерти отца Николай II 2 ноября 1894 года взошел на Престол. В глубине скорби он сказал: «Я не желал Царского венца, но, боясь ослушаться воли Всевышнего и воли отца, приму Царский венец…»

Это был поистине Царь-Миротворец. Все его действия были направлены на защиту вселенского мира. За время царствования государь Николай II не подписал ни одного смертного приговора, ни одна просьба о помиловании не была им отклонена. Наоборот, он всякий раз беспокоился, чтобы помилование не запоздало.

Удивительно искренний взгляд Государя светился неподдельной добротой. Он всегда щедро помогал нуждающимся из своих собственных средств, не задумываясь о величине просимой суммы.

Государь не любил роскоши. Штатские костюмы велись у него с жениховых времен, и он пользовался ими. Его одежда была часто чинена, была с заплатами.

Государь Николай II обладал редкой выдержкой и мужеством. Он не опасался за свою жизнь, не боялся покушений и отказывался от самых необходимых мер безопасности.

Вот таким был Государь Николай II , который до последних дней своего правления оставался преданным России. В марте 1917 года Император ради спасения России передает Царскую власть брату Михаилу. В своем дневнике он записал: «Кругом измена, трусость и обман…» Народ лишился того, кто обладал преемственной благодатью творить Русское Право.

(СЛАЙД 10)

В семье Государя Николая II было четыре дочери. Девочек назвали русскими именами: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Они были необычайно красивы, от них нельзя было отвести глаз. Несмотря на то, что они были принцессы, они отличались скромностью и простотой. Никогда не высокомерничали, как некоторые девочки сегодня. У них не было слуг. Они сами гладили белье, прибирали в комнате, работали в огороде. Освободившись от занятий, убегали к дворовым слугам – посудомойкам или сторожихам – чтобы нянчить их детей. Они не сидели без дела ни минутки.

(СЛАЙД 11)

12 августа 1904 года на свет появился пятый ребенок, мальчик, наследник Российского престола, Царевич Алексей Николаевич Романов. Он родился в разгар Русско-Японской войны и стал утешением Царской Семьи и всей России. Царица Александра любила маленького Алексея и больше всего переживала за его здоровье.

(СЛАЙД 12)

Уже в один год Цесаревичу был поставлен страшный диагноз – гемофилия (несвертываемость крови). Страшна была малейшая ранка, порез, ушиб, неосторожное движение, так как это могло привести к кровотечению, большой потере крови.

(СЛАЙД 13)

Алеша уже с детства понимал ужасы тяжелой наследственной болезни и все время себя сдерживал. Он ведь, как и все мальчики, был живой, веселый, подвижный. Ему, как и всем, хотелось побегать, поиграть в теннис, покататься на велосипеде, но не разрешалось – это было опасно. Его приходилось оберегать. Случалось, что Царевич оказывался надолго прикованным к постели, лежал в бреду и был на краю смерти. Медицина не могла помочь Алексею. Сколько тогда слез проливала Государыня над кроваткой сына и разделяла с мальчиком боль и страдания. Именно поэтому Царица Александра Федоровна очень редко улыбалась и была всегда грустна.

Алексей с раннего детства был ласковым, приветливым, чутким, заботливым ребенком. Несмотря даже на тяжелую болезнь мальчика, Государь и Государыня воспитывали сына в строгости, приобщая его к военному делу. Часами мог Алексей играть в войны, парады, маневры. В его детской было много солдатиков, игрушечной боевой техники.

(СЛАЙД 14)

Простота и скромность были отличительной чертой Царской Семьи. Они вели тихую, скромную жизнь, не любили балов. Одевались просто, передавая одежду друг другу. Алеша до трех лет носил платья сестер.

(СЛАЙД 15)

Родители воспитывали в детях чувство долга, преданность Родине. Они все хотели служить своей стране, русскому народу.

(СЛАЙД 16)

Каждый вечер семья собиралась вместе. Они отдыхали. Старшие дочери играли на рояле, читали стихи, читали и обсуждали книги. Младшие вместе с Царицей занимались рукоделием. Отец Николай II был высоко образованным человеком. Он читал историю, отрывки из Чехова и любимой книги Евангелия.

Все дети хорошо учились, были усердны, изучали иностранные языки. Кроме этого, все девочки вышивали, шили, вязали.

Когда девочки подросли, они стали шить одежду для бедных, отправляя ее в приюты. В I Мировую войну Царевны шили и вязали вещи для фронта и семей солдат.

(СЛАЙД 17)

Когда началась война, старшим дочерям Ольге и Татьяне сшили костюмы сестер милосердия. В лазарете они перевязывали раненых, убирали за ними в палатах, помогали хирургу во время операций. Великие Княжны со слезами молились о самых тяжелых больных, писали за них письма. Два с половиной года, пока шла война, они вставали рано, а ложились порой в 2 часа ночи.

Как вы думаете, а младшие сестры – Мария и Анастасия – разве не помогали раненым?

Они упаковывали и готовили перевязочные материалы, бинты. Играли с ранеными в блошки, в рубль, в войну, болтали, отвлекая их этим от страданий.

Великие Княжны очень любили своих родителей. Они считали для себя праздником прогуляться с Государем или проехаться всем вместе в санях по улице. Когда маме нездоровилось, сестры неотлучно по очереди дежурили при ней. Царевен объединяла крепкая и нежная любовь.

(СЛАЙД 18)

Они придумали для себя общее имя ОТМА, сложенное из первых букв их имен. Такую подпись они ставили на подарках и письмах, посланных от всех четверых.

Алексей тем временем тоже подрастал. Он легко привязывался к людям, любил их. У него было много друзей, солдаты тоже были его друзьями. У Царевича было то, что мы, русские, привыкли называть «золотым сердцем».

Как вы думаете, может мальчик в 11 лет иметь воинское звание, быть на войне?

(СЛАЙД 19)

Оказывается, может. Когда Алексею было 11 лет, шла Первая Мировая война. Царевича воспитывали вблизи линии фронта, в исключительно мужском окружении. Находясь на линии фронта, Алексей с отцом жили в небольшой комнате, спали на жестких походных кроватях. Даже на линии фронта его учителя преподавали ему уроки по русскому языку, русской словесности, французскому и английскому языкам, арифметике, истории, географии, естествознанию и Закону Божьему.

(СЛАЙД 20)

За это время Царевич возмужал, избавился от застенчивости. Здесь за мужество при посещении линии фронта в сфере огня он получил свою первую солдатскую награду – медаль на Георгиевской ленте.

Ребята, как вы думаете, такой чуткий, благородный, добрый, верный долгу мальчик мог бы стать великим императором?

Но он не стал Государем, не взошел на Российский Престол, хотя надеялся приносить благо народу. «Когда я буду Царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы», - такова была заветная мечта мальчика.

Когда в 1917 годы предали Царя, новые власти заключили под арест всю его семью. Великие Княжны в это время находились в Александровском дворце Царского Села. Они болели корью.

(СЛАЙД 21)

Так начались для них полтора года ареста и ссылки.

В далеком холодном Тобольске, в Сибири Царскую семью поселили в небольшом двухэтажном особняке бывшего губернатора. Жизнь здесь стала скучной: дом, дворик, небольшой сад, одни и те же люди вокруг. Места для прогулок почти не было. Они сами пилили дрова, но дров не хватало, чтобы протопить дом. Но и в это трудное время дети не переставали усердно учиться, и ни на что не жаловались. В письмах знакомым они писали, что устроились очень хорошо.

Самое тяжкое испытание ждало Царскую семью в Екатеринбурге, где их охраняли даже каторжники. Они заставляли Царевен играть на пианино, сопровождали их до уборной, грязно ругались, пьянствовали. Но Царевны прощали им издевательства, вежливо к ним обращались. Ничто злое не могло испортить их чистых сердец. В Екатеринбурге они сами стирали и гладили белье, штопали одежду, мыли посуду, по очереди читали тяжело болевшему брату, учились печь хлеб и готовили. Во всем находили повод для радости, несмотря на закрашенные масляной краской окна, глухой высокий забор вокруг дома, где их поселили, на то, что спать им приходилось на полу на матрасах.

Однажды ночью всей Царской семье приказали одеться по-дорожному и спуститься в подвал. Им обещали очередную поездку к новому месту заключения. Но их обманули. Они приняли мученическую смерть. Их расстреляли и еще живых кололи штыками. Дата изуверского убийства – 17 июля 1918 года.

Тела убитой Царской семьи тайно вывезли за 20 км от Екатеринбурга. Три дня сжигали их тела. Было уничтожено все.

(СЛАЙД 22)

На месте закопанных останков Царской семьи образовалась яма. Это место сейчас называется Ганина Яма. Это место – святое, земля здесь тоже святая. На этом месте в наше время выстроен монастырь.

Конечно, кровь Царской семьи падает и на нас, а не только на тех, кто совершил это страшное преступление. Сегодня мы понимаем, что убийство семьи Романовых было роковой ошибкой. Более 90 лет Россия несет на себе этот грех. Образ Николая II и всей его семьи стали святынями. У них можно просить помощи, молиться их образам. Царская семья – идеал христианской семьи. Он очень нам сейчас нужен.

(СЛАЙД 23)

Помнишь ли ты имена их, Россия?

Кровью залита их жизни заря:

Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, –

Четыре дочери голубицы было у нашего Царя.

Когда ты видишь крыл голубиных сиянье

В лазури неба, над золотым церковным крестом,

Это их души – чистые вестники покаянья,

Посланные тебе, Россия, самим Христом.

(Просмотр видеоролика «Песня о Святых Царственных мучениках» Ж. Бичевская)

Валентина Владимировна Хомякова
Литературно-музыкальная композиция «Святая, чистая семья», посвящённая царю Николаю II и его Семье

Цель :

Дать представление о святых , рассказать об их жизни, подвигах, перенесенных страданиях.

Задачи :

Содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к близким,

способности к сопереживанию;

Формировать у воспитанников желание подражать благим образцам;

Помочь детям, их родителям и педагогам понять, что без Православной культуры невозможна полноценная жизнь личности и семьи , общества и государства;

Воспитывать достойного человека и будущего гражданина России.

Иллюстративный ряд : в центре, двое детей, одетые «ангелочками» . В руках икона Святых Царственных мучеников , фотовыставка Семьи Романовых , подсвечник с семью зажжёнными свечами , бумажные голуби, вазы с красными розами, панно (сиреневого цвета) .

На присутствуют священнослужители, родители, представители методкабинета отдела образования администрации Почепского района, педагоги.

План проведения литературно-музыкальной композиции

«Святая , чистая семья » .

I. Вступительная часть :

1. Тропарь , гл. 5.

2. Эпиграф.

3. Раскрытие понятия слова «семья » .

II. Основная часть :

1. Чтение стихотворения Георгия Иванова (читает ребёнок) .

2. Рассказ воспитателя о Семье Романовых .

3. Инсценирование детьми фрагмента «В лазарете» .

4. Чтение стихотворения С. Есенина, посвящённого Царским Царевнам

(читает наизусть воспитатель) .

5. Знакомство детей с детством главы дивной Семьи венценосцев- мучеников - святым Царём Николаем Александровичем , Царскими детьми, их религиозным воспитанием.

6. Физкультминутка «Мой ангел дорогой» .

7. Дети читают стихи о Царских детях собственного сочинения мамы воспитанника Никона .

8. Чтение стихотворения «Молитва» , найденного в личных вещах Царевны Ольги Николаевны (читает наизусть мама Никона Кириллова Э . В.) .

9. Исполнение песни «Голгофа Великой России» (воспитатель Хомякова В. В. и родительница Кириллова Э. В.) .

10. Рассказ воспитателя о любви всем сердцем Царской Семьи к России .

11. Чтение стихотворения Великой Княжны Ольги Николаевны (читает ученик) .

12. Рассказ воспитателя о страшном злодеянии над невинными святыми людьми в Екатеринбурге.

13. Исполнение песни о святых Царственных мучениках Ж. Бичевской

(исполняет родительница Кириллова Э. В.) .

14. Чтение стихотворения «Прости нас, царская Семья… »

(читает ученица) .

15. Слушание песни «Царь Николай » Г. Пономарёвой (в записи) .

III. Заключительная часть.

1. Рассказ воспитателя о возведённом Храме – на – Крови.

2. Рассказ воспитателя о посещении последним Российским Царём Николаем II нашего родного города Брянска.

3. Слушание гимна «Боже, Царя храни!» (в записи) .

4. Заключительное слово священнослужителя.

5. Вручение детям подарков – пасхальной радости за конкурс «Пасхальная открытка» , проходивший по приглашению детской православной газеты «Колокольчик» города Ржева Тверской области (обмен опытом) .

И скорбными и грустными очами

Отечески он ищет между нами

Своих друзей и вечно верных

(С. Бехтеев) .

Тропарь святому Царю-мученику Николаю , глас 5.

Воспитатель. Дорогие дети!

С глубокой любовью и нежностью мы почитаем Святых Царственных мучеников : царя Николая , царицу Александру, царевича Алексея, царевен Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию, претерпевших страдания и мученическую кончину за Христа. Мы чтим каждого из них и всю Царскую семью как единое целое – во всей её святой полноте . Ведь слово «семья » именно это и означает – семь я .

1-й ребёнок. Эмалевый крестик в петлице

И серой тужурки сукно.

Какие печальные лица,

И как это было давно…

Какие прекрасные лица!

И как безнадёжно бледны

Наследник, Императрица,

Четыре Великих княжны…

(Стихотворение Георгия Иванова)

Воспитатель. В смутные времена, когда на Россию надвинулась страшная беда – революция, когда люди теряли веру в Бога, любовь к Отечеству и ближним, Господь явил святой образец православный семьи – семьи последнего русского Императора.

Что же это была за семья ?

Воспитатель. Для одних это были Император и Императрица, Государь и Государыня, а для других, для детей, это были папа и мама. Они очень любили друг друга. Это была Святая , чистая семья .

Собственная Семья Николая II была большой и дружной. Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, дочери святого царя Николая Александровича Романова. Они были скромные и простые, и никогда не высокомерничали . Сами гладили бельё, прибирали в комнатах, пололи сорняки в огороде. Четыре княжны воспитывались настоящими христианками, вели церковную жизнь, пели на клиросе во время богослужения.

Во время войны 1914 года две старшие княжны и царица Александра Феодоровна стали сестрами милосердия.

Каждый день они начинали с молитвы перед иконой Божией Матери и просили Царицу Небесную, чтобы их руки принесли исцеление больным. Потом до вечера перевязывали раненых, убирали за ними в палатах.

Два с половиной года, пока шла война, они вставали рано, а ложились порой в два часа ночи. Они делали всё, что требовали доктора. Когда прибыл очередной санитарный поезд, прямо на вокзале надо было очистить все раны от грязи , чтобы не было заражения крови, и тогда Царевны мыли ноги солдатам. Не было ни одного солдата в их лазаретах, которые бы не были обласканы и ободрены ими.

Работая рядовыми хирургическими сёстрами, они ничем не показывали, кто они такие. Поэтому подчас происходили довольно забавные случаи.

Инсценирование детьми фрагмента «В лазарете» .

Усталая царевна Ольга присела на постель одного из вновь привезённых солдат.

Солдат тотчас же пустился в разговоры. Ольга Николаевна , как всегда, и словом не обмолвилась, о том, что она царевна.

Умаялась, сердечная?- спросил солдат.

Да, немного устала.

Это хорошо, когда устаёшь.

Чего же здесь хорошего?

Значит, поработала.

Этак тебе не тут сидеть надо. На фронт поехала бы.

Да, моя мечта – на фронт попасть.

Чего же? Поезжай.

Я бы поехала, да отец не отпускает, говорит, что я здоровьем для этого слишком слаба.

А ты плюнь на отца, да поезжай.

Царевна засмеялась.

Нет, уж плюнуть то не смогу. Уж очень мы друг друга любим.

Воспитатель читает наизусть стихотворение, посвящённое Царским Царевнам С . Есенина.

В багровом зареве закат шипуч и пенен,

Берёзки белые горят в своих венцах.

Приветствует мой стих младых царевен

И кротость юную в их ласковых сердцах.

Где тени бледные и горестные муки,

Они тому, кто шёл страдать за нас,

Протягивают царственные руки,

Благословляя их грядущей жизни час.

Но ложе белом, в ярком блеске света,

Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть…

И вздрагивают стены лазарета

От жалости, что им сжимает грудь.

Всё ближе тянет их рукой неодолимой

Туда, где скорбь кладёт печать на лбу.

О, помолись, святая Магдалина ,

За их судьбу.

Воспитатель. Царица Александра Феодоровна считала – «Дети должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей».

Мама, царица–мученица научила рукоделию царевен. Они шили, вышивали, вязали. Одежду для бедных они отсылали по приютам, на фронт и семьям солдат .

Императрица Александра Феодоровна не любила балов, находила их пустым занятием для своих дочерей.

Почему взгляд царя Николая II полон грусти ?

У царицы Александры Феодоровны тоже очень грустные глаза?

Воспитатель. Царская семья знала пророчества старцев, что будет война и конец династии Романовых.

«Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, - говорил Государь.

Такими должны быть и мои дети».

Глава этой дивной семьи венценосцев- мучеников – святой Царь Николай Александрович родился 19 мая 1868 году в день святого Иова Многострадального. Назван был в память Николая Чудотворца .

Николай был ребёнок ласковый, уступчивый, вежливый от природы, щедрый; он никогда не позволял себе съесть конфетку, не поделившись прежде с братом или товарищем. В своих родителях он просто души не чаял. Он рос добрым мальчиком, он готов был молиться за спасение жизни даже маленького птенца. Он с детства был трогательно боголюбив.

Воспитатель. Думаю, что в этом мальчика Ники, будущего царя, наставлял невидимо его Ангел – хранитель. Давайте сейчас мы со своими «ангелочками» прочитаем вместе стихотворение «Мой ангел дорогой» . (Ребёнок - «ангел» передаёт икону Святых царственных мучеников воспитателю ).

Ангел – хранитель над нами кружит

(кружатся) .

Ангел-хранитель на помощь спешит

(машут ручками) .

Спать лёг ребёнок, он сон охраняет

(присели, ручки подложили под ушко) .

Утром проснулся – благословляет

(ручки в стороны) .

В школу идёт или в садик спешит

(маршируют,

Ангел-хранитель всегда защитит

(все обнимаются) .

Дети поочерёдно подходят к фотовыставке Царской Семьи и читают стихотворения собственного сочинения мамы нашего воспитанника Никона Кириллова Эдиты Вячеславовны Кирилловой, посвящённым Царским детям : цесаревичу Алексею, цесаревнам Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии.

2-й ребёнок.

Ольга была старшей

Дочерью царя.

Училась многому,

Не тратя время зря.

С отцом ценила дружбу

Более всего

И больше всех детей

Была похожа на него.

Когда царевна взрослой стала,

С румынским принцем обручиться отказалась :

«За русского лишь выйду замуж я,

С Россией сердце и душа моя!»

И в страшный для России год,

Когда пришла война,

Сестрицей милосердия

Работала она.

Ко всем добра и ласкова,

Безмерно хороша!

И говорили все о ней :

«Хрустальная душа!»

3-й ребёнок :

Татьяна Николаевна –

Великая Княжна.

Так утончённа,

Красива и нежна!

Она среди своих сестёр

Особенной была.

Богатый свой духовный мир

С любовью берегла.

Смеялась очень редко,

Ко всем добра была.

Среди своих сестёр

Татьяна «главною» слыла.

И так душой скорбела,

По-молодости лет,

Что в палате тяжело больных

Её работы нет.

Татьяна жребием считала

Друг друга тяготы носить

И за Россию неустанно

Молитвы Богу возносить.

4-й ребёнок

Мария цесаревна

Божественно мила!

Красавицею русскою

С рождения была!

И на румянах щёчках тень

От бархатных ресниц,

Искрится взгляд, и, кажется,

Нет в мире краше лиц.

А жизненной энергии

Не видно и конца.

Весёлая и яркая –

Любимица отца!

5-й ребёнок

Анастасия – младшая

Великая Княжна.

Большою озорницей,

Проказницей была.

Она смышлёна и умна.

Любила разыграть

И всё, что ей не по душе

В забаву обращать.

Недюжинным умом горят

Весёлые глаза.

Как лучик солнечный она,

Ловка и весела.

6-й ребёнок :

Царевич Алексий умён

И благороден был.

Наследник царственной семьи

Любимец первый сын.

Отзывчив, добр; страдал

Гемофилией он

И детских игр, забав,

Как водится, лишён.

Нельзя, как сёстрам, теннис,

Нельзя велосипед :

«Зачем я не такой, как все?

Зачем мне столько бед?»

Он всем болящим сострадал,

Простой народ жалел

И, как солдаты, все вкушал :

И щи, и чёрный хлеб.

Царевич музыкален был

И слухом обладал,

На балалайке для сестёр

И для отца играл.

Воспитатель. Дивный отрок царевич Алексей в одном из своих писем писал : «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы!»

Воспитатель. Дети так же, как и родители, понимали, что их ожидает.

«Если убьют, то лишь бы не мучили» , - писал в то страшное время царевич Алексей. Находясь под арестом, они терпели унижения, издевательство, грубость.

Но у них не было ненависти к своим мучителям, их утешала молитва к Богу. В личных вещах царевны Ольги Николаевны было найдено вот это стихотворение.

(Читает наизусть одна из мам) .

Пошли нам, Господи, терпенье

В годину буйных, мрачных дней,

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о, Боже правый,

Злодейство ближнего прощать

И крест тяжёлый и кровавый

С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и оскорбленья,

Христос Спаситель, помоги!

Владыко мира, Бог Вселенной,

Благослови молитвой нас

И дай покой души смиренной

В невыносимый, страшный час.

И у преддверия могилы

Вдохни в уста своих рабов

Нечеловеческие силы –

Молиться кротко за врагов.

Песня «Голгофа Великой России» в исполнении воспитателя и родителя.

Воспитатель. Царская Семья всем сердцем любила Россию и не мыслила жизни вне Родины. Они готовили себя к служению народу. Будучи в заточении, испытывая много тягот, они оставались добрыми, терпеливыми, полагающимися на Господа.

Из заточения царевна Ольга писала :

«Отец просит передать всем, кто остался предан ему, чтобы не мстили за него, т. к. он всех простил и за всех молится и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильней, но не зло победит, а только любовь.»

Стихотворение Великой Княжны Ольги Николаевны .

7-й ребёнок.

Отец всем просит передать,

Не надо плакать и рыдать,

Дни скорби посланы для всех

За наш великий общий грех.

Он все обиды позабыл,

Он всех врагов своих простил,

И за него велит не мстить

А всех жалеть и всех любить.

Он говорит : «Мир тонет в зле,

Иссякла правда на земле,

И скорбный крест грядущих дней

Ещё ужасней и страшней.

Но час пробьёт, придет пора,

Зло одолеет власть добра,

И все утраченное вновь

Вернёт взаимная любовь».

Воспитатель. В ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге было совершено страшное злодеяние : невинные, святые люди вместе с Божием Помазанником были зверски убиты в подвале Ипатьевского дома.

По промыслу Божию Царственные мученики были взяты из земной жизни все вместе в награду за безграничную любовь, которая крепко связала их в одно нераздельное целое.

Песня о Святых Царственных Мучениках Ж. Бичевской

в исполнении родителя.

Воспитатель. Истинные христиане, в мире Они были гонимы. Скорбный их путь был увенчан мученичеством. Ныне в сонме великих русских святых Они предстоят Христу в пламенной молитве за Россию.

Стихотворение «Прости нас, Царская Семья » .

8-й ребёнок.

Прости нас, Царская Семья ,

За страшный тот июль;

Прости нас всех, прости меня

За визг бесовских пуль;

Что на страну Святых Отцов

Проклятье навлекли :

Преступников и колдунов

Ко власти привели;

За дома ваших крестных мук

И памятника взрыв,

За грязной лжи порочный круг –

Запущенный нарыв;

За слёзы вдовых и сирот –

А Вы служили им, -

За секты, где народ как скот

Отравою поим;

За страх и равнодушья смрад,

За гордые мечты –

И строятся в парадный ряд

Могильные кресты!

Прости нас, Добрый Государь,

Обманутых овец;

И помолись о нас как Царь,

Отечества Отец!

Песня «Царь Николай » (Г. Пономарёва) в записи.

Воспитатель. В 2003 году был освящён Храм-на-Крови, возведённый на том месте, где произошло убийство Царской семьи .

В день 90-летия мученической кончины Царской Семьи в Екатеринбурге я просила прощения у Царя Николая Александровича и всей Его Семьи .

Последний Российской Царь Николай II посетил и наш родной Брянск 20 апреля 1915 года. Для православных Брянцев очень дорог тот факт, что на нашу землю ступала царственная нога великого Угодника Божия. .

Звучит гимн «Боже, Царя храни!» в записи.